Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Сотворение мира, Философия, Ришоним, Испания, Рав Александр Кац
Раби Хасдай бар Авраам Крескас (5100-5172 /1340-1412/ гг.) — выдающийся мыслитель, духовный лидер евреев Испании.
Изучал Тору в Барселоне у Рана, а его старшим соучеником и ближайшим другом был р. Ицхак бар Шешет (Риваш;).
В 5130 /1370/ году, вместе со своим наставником и Ривашем, р. Крескас был схвачен по ложному доносу и подвергнут заключению. После освобождения он переселился в Сарагосу и стал даяном (судьей) общины этого города.
В 5151 /1391/ году во время антиеврейских гонений, охвативших большую часть Испании, погиб единственный сын р. Крескаса, едва достигший двадцатилетнего возраста.
В период этих погромов было убито более ста тысяч евреев, еврейские кварталы городов опустели.
В 5153 /1393/ году р. Крескас получил разрешение властей воссоздать общину в Барселоне, а затем и в Валенсии. Он основал ешиву и подготовил множество учеников; наиболее выдающимся среди них был р. Йосеф Альбо, автор знаменитой Сефер Аикарим (Книги основ).
Раби Крескас стал общепризнанным главой нового поколения евреев Испании.
В 5170 /1410/ году р. Крескас завершил свой основной труд — философский трактат Ор Ашем (Свет Всевышнего). В этой книге он оспаривает философские концепции Рамбама, восходящие к метафизике Аристотеля.
В тот период книги Аристотеля, переведенные на иврит, овладели умами евреев Испании, и поэтому возрождение еврейского самосознания было невозможно без преодоления этой духовной власти. Р. Крескас подчеркивал, что к подлинному познанию Всевышнего приводит не интеллектуальное конструирование, а приобщение к традиции, основанной на пророческом откровении.
Особенно глубоко р. Крескас разрабатывает учение о непрерывном Творении. Он развивает заложенную в Талмуде идею о том, что Всевышний извечно созидал непрерывный ряд миров, вступающих в бытие после разрушения предыдущей Вселенной — в Торе же указан лишь порядок сотворения нашего мира, поскольку остальные миры находятся вне сферы нашего восприятия, ограниченного рамками пространства и времени.
Р. Крескас говорит о том, что Творение стало выражением любви Творца к человеку, а наше служение, заключающееся в выполнении Его заповедей, должно стать выражением нашей ответной любви к Творцу.
Мировоззренческие концепции р. Крескаса перешагнули границы еврейского мира — его аргументы, направленные против метафизики Аристотеля, широко использовали знаменитые итальянские мыслители Возрождения Пико дела Мирандола и Джордано Бруно. Его концепция бесконечности легла в основу современных научных представлений о бесконечной Вселенной.
Р. Крескас умер в Сарагосе, в 5172 /1412/ году.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»