Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся мыслитель, духовный лидер евреев Испании

Раби Хасдай бар Авраам Крескас (5100-5172 /1340-1412/ гг.) — выдающийся мыслитель, духовный лидер евреев Испании.

Изучал Тору в Барселоне у Рана, а его старшим соучеником и ближайшим другом был р. Ицхак бар Шешет (Риваш;).

В 5130 /1370/ году, вместе со своим наставником и Ривашем, р. Крескас был схвачен по ложному доносу и подвергнут заключению. После освобождения он переселился в Сарагосу и стал даяном (судьей) общины этого города.

В 5151 /1391/ году во время антиеврейских гонений, охвативших большую часть Испании, погиб единственный сын р. Крескаса, едва достигший двадцатилетнего возраста.

В период этих погромов было убито более ста тысяч евреев, еврейские кварталы городов опустели.

В 5153 /1393/ году р. Крескас получил разрешение властей воссоздать общину в Барселоне, а затем и в Валенсии. Он основал ешиву и подготовил множество учеников; наиболее выдающимся среди них был р. Йосеф Альбо, автор знаменитой Сефер Аикарим (Книги основ).

Раби Крескас стал общепризнанным главой нового поколения евреев Испании.

В 5170 /1410/ году р. Крескас завершил свой основной труд — философский трактат Ор Ашем (Свет Всевышнего). В этой книге он оспаривает философские концепции Рамбама, восходящие к метафизике Аристотеля.

В тот период книги Аристотеля, переведенные на иврит, овладели умами евреев Испании, и поэтому возрождение еврейского самосознания было невозможно без преодоления этой духовной власти. Р. Крескас подчеркивал, что к подлинному познанию Всевышнего приводит не интеллектуальное конструирование, а приобщение к традиции, основанной на пророческом откровении.

Особенно глубоко р. Крескас разрабатывает учение о непрерывном Творении. Он развивает заложенную в Талмуде идею о том, что Всевышний извечно созидал непрерывный ряд миров, вступающих в бытие после разрушения предыдущей Вселенной — в Торе же указан лишь порядок сотворения нашего мира, поскольку остальные миры находятся вне сферы нашего восприятия, ограниченного рамками пространства и времени.

Р. Крескас говорит о том, что Творение стало выражением любви Творца к человеку, а наше служение, заключающееся в выполнении Его заповедей, должно стать выражением нашей ответной любви к Творцу.

Мировоззренческие концепции р. Крескаса перешагнули границы еврейского мира — его аргументы, направленные против метафизики Аристотеля, широко использовали знаменитые итальянские мыслители Возрождения Пико дела Мирандола и Джордано Бруно. Его концепция бесконечности легла в основу современных научных представлений о бесконечной Вселенной.

Р. Крескас умер в Сарагосе, в 5172 /1412/ году.

С разрешения издательства Швут Ами


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.