Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Христианство, Ришоним, Испания, Рав Александр Кац, Изгнание из Испании
Раби Давид бар Амрам Адани — выдающийся толкователь Пятикнижия, автор книги Мидраш Агадоль.
Жил в г. Адене, крупнейшем морском порту Йемена.
Состоял в алахической переписке с прямым потомком Рамбама р. Йеошуа Анагидом, главой еврейской общины Египта (известны послания, датированные 5106 /1346/ годом).
Составил сборник мидрашей, получивший название Мидраш Агадоль. В этой книге приводятся многочисленные толкования Торы из Талмуда и других книг — причем, некоторые старинные мидраши сохранились полностью лишь в сборнике р. Адани.
Весь приводимый материал составитель стремится объединить в единую цепь, используя в качестве связующих звеньев и обрамления свои собственные комментарии.
Увлечение «греческими книгами» — нееврейской философией и науками —привело к тому, что значительная часть испанских евреев отдалились от традиций предков, стремясь сблизиться, а затем и слиться с окружающим населением. И когда во время погромов 5151 /1391/ года евреям Испании был предложен выбор: крещение или смерть, очень многие избрали крещение. Духовенство и специально созданное судилище — инквизиция — всеми средствами добивались того, чтобы «новые христиане» полностью порвали со своим прошлым, отказавшись от еврейских обычаев и традиций в повседневной домашней жизни. Причем, как это часто бывает, во главе святош стояли наиболее ретивые из среды самих выкрестов: епископ Павел Бургосский, ставший воспитателем наследника испанского престола, а также Великие Инквизиторы Томас Торквемада и Диего ди Деза. По стране запылали костры. А в 5252 /1492/ году, желая оградить новообращенных христиан, марранов, от «пагубного» влияния их прежних собратьев, король Фердинанд повелел всем евреям покинуть пределы его страны. 9 ава 5252 года более трехсот тысяч евреев, распродав за бесценок свое имущество, пустились в дорогу; пятьдесят тысяч крестились и остались в Испании.
В те же годы под ударами непрерывных преследований и погромов обезлюдили еврейские кварталы Германии. Духовный центр ашкеназских евреев смещался к востоку: сначала в Вену, столицу Австрии, а затем еще дальше — в Прагу.
С исходом евреев из Испании и Германии завершилась эпоха ришоним —мудрецов «раннего периода».
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
Браха Губерман
Жизнь рабейну Тама, величайшего мудреца и раввина
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Христианские реформаторы и их отношение к евреям
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Михаил Френкель,
из цикла «История евреев Стамбула»
Жители еврейского квартала постоянно страдали от издевательств
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Папы сдерживали толпу от антиеврейских выступлений, намереваясь, таким образом, привести евреев к добровольному крещению