Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Зейра: Нельзя пообещать ребенку что-либо и не выполнить обещания, так как этим ты учишь его лжи.»Трактат Сукка 36:2
Выдающийся исследователь Земли Израиля

Раби Иштори бар Моше Апархи (5040-ок. 5115 /1280-ок.1355/ гг.) — выдающийся исследователь Земли Израиля.

Детство и юность провел в Провансе. Изучал Тору, а также медицину и астрономию.

В 5066 /1306/ году, когда евреи были изгнаны из Франции, переселился в г. Перпиньян, на самой границе с Испанией, а затем в Барселону и, наконец, в Толедо. Здесь учился у Роша, одного из духовных лидеров поколения.

В 5073 /1313/ году совершил «восхождение» в Землю Израиля. Изучал Тору в Иерусалиме, впоследствии поселился в Бет-Шеане и имел там обширную врачебную практику. Побывал во всех уголках святой земли, в течение пяти лет исследовал Галилею.

Результаты своих наблюдений р. Иштори обобщил в книге Кафтор ваферах (Шар и цветок), посвященной географии и истории святой земли. Автор описывает старинные города и различные ландшафты, рассказывает о жизни еврейских общин. Ему удалось опознать около ста восьмидесяти мест, упомянутых в Танахе и Талмуде. Р. Иштори исходил из предположения, что еврейские названия географических объектов сохранились — пусть и в несколько искаженном виде — в современных ему арабских названиях (позднее этот принцип был подтвержден данными раскопок, и по сей день исследователи опираются на идентификацию, предложенную в книге Кафтор ваферах). Он также идентифицировал множество растений, названных в Писании. Кроме того, р. Иштари осуществил привязку к местности рубежей Земли Израиля, указанных в Танахе и в книгах законоучителей.

С разрешения издательства Швут Ами


Согласно объяснению многих еврейских мудрецов, поскольку человек состоит из двух противоположных «компонентов» — тела и духа, ему даны были два пути использования материальных вещей — материальный и духовный. Но, как известно, иудаизм строго регламентирует, какие способы воздействия возможны, а какие строго запрещены. Читать дальше

Кицур Шульхан Арух 166. Запрет гадания, астрологии и колдовства

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваэра

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.