Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Родился в Провансе. Учился у отца и других мудрецов Прованса

Раби Йерухам бар Мешулам (Рабейну Йерухам) — авторитетный законовед.

Родился в Провансе. Учился у отца и других мудрецов Прованса.

В 5066 /1306/ году, когда евреи были изгнаны из Франции, юный Йерухам переселился в г. Толедо и продолжил изучение Торы в ешиве Роша (см.). Основным его наставником был р. Авраам бар Исмаил, ученик Рашбы (см.).

В 5094 /1334/ году составил законодательный сборник Мейшарим (Порядочность), посвященный законам деловых отношений между людьми и решению имущественных тяжб. В сборнике систематизирован алахический материал из Талмуда, кодекса Рамбама (см.), книг законоведов Испании и Прованса.

Сборник пользовался успехом среди знатоков Торы, и рабейну Йерухама попросили продолжить законодательную работу в избранном им стиле. Так появился свод законов, названный Толдот Адам вэХава (История Адама и Хавы). В первой части, получившей название Адам, изложены законы повседневной жизни еврея от рождения до вступления в брак. Во второй части, названной Хава, рассматриваются законы поведения семейного человека — начиная от свадьбы до последней минуты жизни.

Составляя свой свод, р. Йерухам использовал в основном законодательный материал, почерпнутый из кодексов Рифа (см.) и Рамбама. Однако в его книге есть серьезные преимущества. Так, чтобы отыскать какой-либо закон в кодексе Рифа, необходимо точно знать, в каком именно трактате Талмуда и в какой главе приведен этот закон — ведь Риф следует порядку, установленному в Талмуде. В отличие от Рифа, р. Йерухам строит материал лишь по тематическому принципу, используя специальные тематические «ключи», которые значительно облегчают поиск. С другой стороны, в отличие от кодекса Рамбама, в своде р. Йерухама указаны источники приводимых законов.

Кроме того, р. Йерухам, как правило, указывал различные мнения мудрецов по одному и тому же вопросу, а также ссылался на многочисленные обычаи, сложившиеся в общинах Испании и Прованса. Все это делало его книгу очень информативной и удобной для употребления.

С началом книгопечатания книга Толдот Адам вэХава была впервые издана в г. Куште в 5276 /1516/ году, а затем многократно переиздавалась. В последующих поколениях ее стали называть просто «Книгой рабейну Йерухама» — она считается одной из самых авторитетных законодательных книг.

С разрешения издательства Швут Ами


Тот, кто смешал с водой муку, произведенную из одного из пяти основных видов злаков, и не испек полученное таким образом тесто в течение установленного времени, — создал хамец,т.е. тесто успело закваситься. Читать дальше

Хамец

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Смысл запрета хамеца в праздник Песах

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель

Закваска и хамец символизируют гордыню, которая разрушает душу человека. Дата и способ уничтожения квасного служат важным уроком для всех нас.

Продажа хамеца

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Тот, кто владеет большим количеством квасного и не хочет уничтожать его перед Песах, поскольку понес бы в таком случае значительные убытки, может продать его нееврею.

Ночь Седера

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера