Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сердце твое не должно быть омрачено, когда даешь ближнему»Второзаконие 15:11
Выдающийся законоучитель, автор книги «Сефер мицвот катан»

Раби Ицхак бар Йосеф из Корбеля (Смак; умер в 5040 /1280/ г.) — выдающийся законоучитель, автор книги Сефер мицвот катан.

Ученик, а затем и зять р. Йехиэля из Парижа.

Составил законодательный сборник Амудей гола, больше известный под названием Сефер мицвот катан (Малая книга заповедей), сокращено Смак — эта аббревиатура стала именем, под которым автор вошел в историю еврейской мысли.

Книга, обращенная к самому широкому кругу читателей, написана простым и доступным языком; в ней кратко изложены законы повседневной жизни еврея. Законодательные статьи искусно обрамлены мидрашами, притчами и этическими наставлениями, призванными побудить читателя к выполнению заповедей.

Сборник разделен на семь разделов так, чтобы в каждый из дней недели читатель мог осваивать по разделу, за неделю завершая изучение всей книги, — а на следующей неделе начинать сызнова. Во многих общинах эту книгу даже включали в состав сидура (молитвенника), чтобы прихожане могли ежедневно изучать ее после молитв.

Книга пользовалась значительной популярностью и многократно переиздавалась. И хотя изначально она была создана в качестве популярного пособия, тем не менее, в последующих поколениях книга воспринималась как авторитетный алахический кодекс — ее неоднократно комментировали и ссылались на нее при установлении закона. Знаменитый законоучитель р. Шимон бар Цемах (Рашбац) писал, что это книга, «на которую можно положиться».


Согласно объяснению многих еврейских мудрецов, поскольку человек состоит из двух противоположных «компонентов» — тела и духа, ему даны были два пути использования материальных вещей — материальный и духовный. Но, как известно, иудаизм строго регламентирует, какие способы воздействия возможны, а какие строго запрещены. Читать дальше

Кицур Шульхан Арух 166. Запрет гадания, астрологии и колдовства

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваэра

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.