Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Алаха, Рав Александр Кац, Франция, Биографии раввинов
Раби Ицхак бар Йосеф из Корбеля (Смак; умер в 5040 /1280/ г.) — выдающийся законоучитель, автор книги Сефер мицвот катан.
Ученик, а затем и зять р. Йехиэля из Парижа.
Составил законодательный сборник Амудей гола, больше известный под названием Сефер мицвот катан (Малая книга заповедей), сокращено Смак — эта аббревиатура стала именем, под которым автор вошел в историю еврейской мысли.
Книга, обращенная к самому широкому кругу читателей, написана простым и доступным языком; в ней кратко изложены законы повседневной жизни еврея. Законодательные статьи искусно обрамлены мидрашами, притчами и этическими наставлениями, призванными побудить читателя к выполнению заповедей.
Сборник разделен на семь разделов так, чтобы в каждый из дней недели читатель мог осваивать по разделу, за неделю завершая изучение всей книги, — а на следующей неделе начинать сызнова. Во многих общинах эту книгу даже включали в состав сидура (молитвенника), чтобы прихожане могли ежедневно изучать ее после молитв.
Книга пользовалась значительной популярностью и многократно переиздавалась. И хотя изначально она была создана в качестве популярного пособия, тем не менее, в последующих поколениях книга воспринималась как авторитетный алахический кодекс — ее неоднократно комментировали и ссылались на нее при установлении закона. Знаменитый законоучитель р. Шимон бар Цемах (Рашбац) писал, что это книга, «на которую можно положиться».
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Пять трагических событий произошли 17-го Тамуза
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
После того, как евреи изготовили золотого тельца, Творец в гневе хотел уничтожить весь народ. Своими молитвами Моше выпросил прощения.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тамуз • Пост 17-го Тамуза • Пять бедствий в один день • 17-е Тамуза в пустыне • Сделай нам идола • Восстановление порядка • Как были разбиты скрижали • Путь раскаяния • Прекращение постоянных жертвоприношений • Разрушение стен Иерусалима • Как Апустумус сжег Тору • Идол, внесенный в Храм • Законы, связанные с 17-м Тамуза • Между двумя постами
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ки тиса
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Во времена, когда стоял Иерусалимский Храм, действовала особая заповедь — каждый взрослый мужчина должен был один раз в год пожертвовать половину шекеля, с тем, чтобы на эти деньги приобретались животные, необходимые для общественных жертвоприношений — ежедневные жертвы всесожжения (Олот) , дополнительные жертвы (Мусафим) , хлебные приношения и воскурения. При этом Тора запрещала приносить в этом году в жертву животных, купленных на деньги, собранные в прошлом (или ином) году.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
В час дарования Торы евреи достигли высочайшего уровня святости. Следовать заповедям без сомнений — принцип, который вразрез идет с обычным людским скепсисом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Пересказ Мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»
Катастрофа и возвышение через страдание