Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
После смерти Рицбы, последовавшей в 4970 /1210/ году, и отъезда его младшего брата р. Шимшона из Шанца в Землю Израиля р. Йеуда из Парижа стал общепризнанным лидером тосафистов.

Раби Йеуда бар Ицхак из Парижа (Сир Леон; ок. 4926-4984 /ок. 1166-1224/ гг.) – выдающийся тосафист, глава мудрецов Франции в своем поколении.

Происходил из семьи Раши (его дед был внуком Ривана, зятя Раши).

Был одним из ближайших учеников своего дяди Ри Азакена; перенял от него многие обычаи и традиции, связанные с домом Раши. Он воспринял от Ри также методы изучения Талмуда, которые были приняты в ешиве рабейну Тама.

Уже будучи одним из признанных лидеров поколения, р. Йеуда продолжал учиться в Дампиере у Ри до самой смерти наставника, последовавшей не позднее 4950 /1190/ года.

Еще в 4942 /1182/ году по указу короля Филиппа Августа все евреи были изгнаны из Парижа – их имущество было передано в казну, а частично просто разграблено. Спустя тринадцать лет им разрешили вернуться.

Вскоре после этого, в 4959 /1199/ году, р. Йеуда открыл в Париже ешиву, ставшую основным центром изучения Торы во Франции. Его ближайшими учениками были духовные лидеры следующего поколения ашкеназских евреев: р. Йехиэль из Парижа, р. Моше из Куци (Смаг;) и р. Ицхак из Вены, автор законодательного сборника Ор заруа.

После смерти Рицбы, последовавшей в 4970 /1210/ году, и отъезда его младшего брата р. Шимшона из Шанца в Землю Израиля р. Йеуда из Парижа стал общепризнанным лидером тосафистов.

Его восторженно и почтительно называли «Рабейну Арье» (наш наставник Лев) – отсюда и имя Сир Леон, под которым он вошел в историю еврейской мысли («леон» – по-французски «лев», а «сир» – значит «господин» и «наставник»).

Сир Леон написал Тосафот (дополнительные комментарии) ко многим трактатам Талмуда, однако сохранились лишь его комментарии к трактату Брахот – они собраны в отдельную книгу, получившую название Браха мешулешет. Многие фрагменты из других его комментариев включены в классическую редакцию Тосафот.


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени