Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
После смерти Рицбы, последовавшей в 4970 /1210/ году, и отъезда его младшего брата р. Шимшона из Шанца в Землю Израиля р. Йеуда из Парижа стал общепризнанным лидером тосафистов.

Раби Йеуда бар Ицхак из Парижа (Сир Леон; ок. 4926-4984 /ок. 1166-1224/ гг.) – выдающийся тосафист, глава мудрецов Франции в своем поколении.

Происходил из семьи Раши (его дед был внуком Ривана, зятя Раши).

Был одним из ближайших учеников своего дяди Ри Азакена; перенял от него многие обычаи и традиции, связанные с домом Раши. Он воспринял от Ри также методы изучения Талмуда, которые были приняты в ешиве рабейну Тама.

Уже будучи одним из признанных лидеров поколения, р. Йеуда продолжал учиться в Дампиере у Ри до самой смерти наставника, последовавшей не позднее 4950 /1190/ года.

Еще в 4942 /1182/ году по указу короля Филиппа Августа все евреи были изгнаны из Парижа – их имущество было передано в казну, а частично просто разграблено. Спустя тринадцать лет им разрешили вернуться.

Вскоре после этого, в 4959 /1199/ году, р. Йеуда открыл в Париже ешиву, ставшую основным центром изучения Торы во Франции. Его ближайшими учениками были духовные лидеры следующего поколения ашкеназских евреев: р. Йехиэль из Парижа, р. Моше из Куци (Смаг;) и р. Ицхак из Вены, автор законодательного сборника Ор заруа.

После смерти Рицбы, последовавшей в 4970 /1210/ году, и отъезда его младшего брата р. Шимшона из Шанца в Землю Израиля р. Йеуда из Парижа стал общепризнанным лидером тосафистов.

Его восторженно и почтительно называли «Рабейну Арье» (наш наставник Лев) – отсюда и имя Сир Леон, под которым он вошел в историю еврейской мысли («леон» – по-французски «лев», а «сир» – значит «господин» и «наставник»).

Сир Леон написал Тосафот (дополнительные комментарии) ко многим трактатам Талмуда, однако сохранились лишь его комментарии к трактату Брахот – они собраны в отдельную книгу, получившую название Браха мешулешет. Многие фрагменты из других его комментариев включены в классическую редакцию Тосафот.


В недельной главе «Мишпатим» излагаются законы взаимоотношений между людьми в обществе: виды и размеры ущербов, законы о статусе рабов, о наказаниях за воровство и многие другие. Читать дальше

Недельная глава Мишпатим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Мишпатим

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мишпатим

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Законы, определяющие как взаимоотношения между человеком и его ближним, так и жизнь общины в целом.

Недельная глава Мишпатим

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

На тему недельной главы. Мишпатим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Отчаяние без разума!» — лишь тот, кто теряет разум, позволяет отчаянию победить себя! Потому и слова Талмуда «Даже если человек сказал, что потерял надежду, все равно это не отчаяние!» можно понимать иносказательно: даже если человек на словах проявляет слабость и говорит, что потерял надежду, все равно не верьте ему: в сердце своем он хранит веру и преодолеет отчаяние!