Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В 4971 /1211/ году, после смерти старшего брата, р. Шимшон навсегда покинул Францию — во главе группы из трехсот тосафистов он отправился на Святую Землю

Раби Шимшон бар Авраам из Шанца (Раш; умер 4995 /1235/ г.) — один из величайших авторов Тосафот.

Младший брат Рицбы.

В юности изучал Тору у рабейну Тама, однако ближайшим его наставником был Ри Азакен.

Возглавлял ешиву в г. Сансе (Шанце), расположенном к югу от Парижа.

Р. Шимшон написал Тосафот (Дополнения) к большинству трактатов Талмуда — их обычно называют ТосафотШанц.

Классическая редакция Тосафот, которая печатается рядом с основным текстом Талмуда, составлена именно на основе ТосафотШанц — в нее также включены фрагменты уроков в ешиве Санса, записанные учениками р. Шимшона, и записи учеников его учеников. В этих записях тосафисты часто называют его «Рашба» — аббревиатура слов «раби Шимшон бен Авраам».

В 4971 /1211/ году, после смерти старшего брата, р. Шимшон навсегда покинул Францию — во главе группы из трехсот тосафистов он отправился на Святую Землю. Остановившись на некоторое время в Иерусалиме, он затем поселился в Акко, крупном порте на севере страны, — после утраты Иерусалима крестоносцы превратили этот город в свою столицу.

В Земле Израиля р. Шимшон завершил работу над комментариями к двум разделам Мишны — Зераим (кроме трактата Брахот) и Тоорот (кроме трактата Нида). Поскольку эти разделы, за исключением указанных трактатов — Брахот и Нида, не были включены в состав Вавилонского Талмуда, р. Шимшон опирался в своих исследованиях, в первую очередь, на Иерусалимский Талмуд (в разделе Зераим) и на Тосефту — сборник законов, не включенных в Мишну (в разделе Тоорот).

В его комментарии к разделу Зераим (Посевы) названы многочисленные растения, которые произрастают только в климатической зоне Земли Израиля, и р. Шимшон говорит об их возделывании языком очевидца, — это ясное доказательство того, что работа над комментарием велась на Святой Земле.

До сих пор его комментарии, называемые обычно Перуш Араш (Комментарий р. Шимшона), служат базисной основой для изучения этих сложнейших разделов Мишны.

Р. Шимшон составил также комментарий к Сифре — алахическому мидрашу на книгу Ваикра.

Умер в Акко; похоронен у подножия горы Кармель (Седер адорот)


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше

Избранные комментарии к недельной главе Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением

Б-жественное вмешательство при продаже Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.

На тему недельной главы. Ваигаш 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Избранные комментарии на главу Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если бы сыновья Яакова остались в Ханаане, их потомки со временем бы ассимилировались. Уход в Египет и жизнь среди враждебно настроенного населения помогла евреям сплотиться и сохраниться как народ.