Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Признанный глава мудрецов стран Востока, знал весь текст Талмуда наизусть

Рав Шмуэль бен Эли Алеви (умер в 4955 /1195/ г.) — признанный глава мудрецов стран Востока.

Отличался выдающейся памятью и эрудицией: он знал весь текст Талмуда наизусть.

В течение тридцати лет р. Шмуэль возглавлял ешиву в Багдаде, столице Ирака: под его руководством занимались тысячи учеников, как когда-то в прославленных академиях Суры и Пумбедиты.

У р. Шмуэля Алеви не было сыновей, но его единственная дочь славилась своей мудростью и преподавала многочисленным ученикам. Во время уроков она была скрыта от глаз учеников — они слушали ее голос через специальное оконце, проделанное в стене комнаты.

Р. Шмуэль вел переписку и алахическую полемику с главой еврейской общины Египта, великим кодификатором Рамбамом. В частности, он написал целый ряд критических замечаний по поводу основного труда Рамбама Мишнэ Тора, — и Рамбам воспринял его критику с большим уважением.

Из написанного р. Шмуэлем Алеви сохранилось только несколько респонсов (тшувот) и посланий.


В недельной главе «Мишпатим» излагаются законы взаимоотношений между людьми в обществе: виды и размеры ущербов, законы о статусе рабов, о наказаниях за воровство и многие другие. Читать дальше

Недельная глава Мишпатим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Мишпатим

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мишпатим

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Законы, определяющие как взаимоотношения между человеком и его ближним, так и жизнь общины в целом.

Недельная глава Мишпатим

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

На тему недельной главы. Мишпатим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Отчаяние без разума!» — лишь тот, кто теряет разум, позволяет отчаянию победить себя! Потому и слова Талмуда «Даже если человек сказал, что потерял надежду, все равно это не отчаяние!» можно понимать иносказательно: даже если человек на словах проявляет слабость и говорит, что потерял надежду, все равно не верьте ему: в сердце своем он хранит веру и преодолеет отчаяние!