Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Происходил из рода пророка Шмуэля, помазавшего на царство Давида

Раби Зрахия бар Ицхак Алеви (Бааль Амаор; ок. 4891-4946 /ок. 1131-1186/ гг.) — выдающийся законоучитель.

Согласно преданию, происходил из рода пророка Шмуэля, помазавшего на царство Давида (Сарей амеа 1:16).

Родился в г. Героне, на северо-востоке Испании, недалеко от границы с Провансом. Ребенком оказался в Провансе — семья поселилась в г. Люнеле, значительном центре Торы.

Учился в Люнеле у р. Мешулама бар Яакова, главы мудрецов Прованса, а также в Нарбонне у выдающегося законоучителя р. Авраама бар Ицхака, автора кодекса Аэшколь, и у р. Моше Меруана Алеви, которого он считал своим основным наставником.

В 4910 /1150/ году, в возрасте девятнадцати лет, р. Зрахия выпустил в свет книгу СеферАмаор, обессмертившую его имя — он вошел в историю еврейской мысли под именем Бааль Амаор (Автор «Маора»). Эта книга представляет собой аналитический комментарий на кодекс Рифа: юный автор подвергает острой критике и оспаривает многие алахические выводы великого мудреца.

Книга вызвала бурную полемику: на защиту законодательных мнений Рифа поднялся старший друг и оппонент р. Зрахии — Раавад Бааль Аасагот, а спустя поколение и великий Рамбан. Начиная с венецианского издания 5312 /1552/ года, книга Амаор — вместе с полемическими замечаниями Раавада и Рамбана — печатается рядом с основным текстом кодекса Рифа.

Перу р. Зрахии принадлежит также целый ряд духовных гимнов (пиютов) и элегий (слихот и кинот) — некоторые из них включены в сефардские праздничные молитвенники.

Многолетняя дружба связывала р. Зрахию с переводчиком священных книг на иврит р. Йеудой Ибн Тибоном, а его сын, р. Шмуэль Ибн Тибон, был учеником Бааль Амаора.

Согласно традиции, от Бааль Амаора происходит знаменитая левитская семья Гурвиц, давшая еврейскому миру многих выдающихся знатоков Торы и праведников — из этой семьи вышел, например, великий кабалист р. Йешая Алеви Гурвиц (Шла Акадош;). Известно, что в период изгнания евреев из Испании прямые потомки р. Зрахии бежали в Богемию и поселились в небольшом местечке Гурвиц, недалеко от Праги: позже название этого местечка стало фамилией (Сарей амеа 1:16).

С разрешения издательства Швут Ами


Пророк Моше, незадолго до своей смерти, обращается к народу Израиля с напутственной речью. Эта речь продолжалась месяц и неделю — с первого Швата по седьмое Адара — и составила пятую книгу Пятикнижия, книгу Дварим («Речи»).

Начиная с этой недельной главы, Моше вспоминает ключевые события Исхода и 40-летних странствий, напоминает евреям о важности соблюдения заповедей и союза со Всевышним, дает еврейскому народу напутствие на будущие.

Читать дальше