Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«И не следует человеку раздавать больше пятой части, чтобы самому не пришлось потом просить помощи у других. Но это ограничение действует только, пока он жив, однако в час смерти разрешается ему отдать до трети своего имущества на милостыню.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Выдающийся законоучитель, первую книгу написал в 17 лет

Раби Ицхак бар Аба (Бааль Аитур; 4880-4953 /1120-1193/ гг.) — выдающийся законоучитель.

Родился в Марселе, крупнейшем портовом городе на средиземноморском побережье Прованса.

Изучал Тору у своего отца, р. Абы. Уже в семнадцать лет под руководством отца он написал свою первую книгу, посвященную законам шхиты (ритуального забоя скота).

Учился также у рабейну Тама, главы тосафистов Франции, но не стал последователем его школы.

Р. Ицхак вошел в историю еврейской мысли под именем Бааль Аитур (автор Аитура) — так называлась книга, над составлением которой он работал более двадцати лет. Этот фундаментальный алахический кодекс состоял из трех разделов: в первом были собраны законы, касающиеся разрешения имущественных тяжб, во втором — ритуальные заповеди (тфилин, мезуза, цицит и др.), в третьем — законы праздников.

В этом кодексе Бааль Аитур одним из первых использовал Иерусалимский Талмуд в качестве важного законодательного источника; во многих случаях он также опирался на решения вавилонских гаонов.

Знаменитый кабалист рабейну Хида указывал, что книга Аитур отличается особенной святостью и окружена «покровами тайны»: известно, что, «если кто-то брался комментировать эту книгу, то или сам комментарий бесследно исчезал, или составитель комментария умирал в цвете лет, не дай Б-г» (Праким бетолдот Исраэль).

В год своей смерти Бааль Аитур завершил аналитические заметки, посвященные алахическому кодексу р. Альфаси (Рифа). Этот свой последний труд он назвал Меа шаарим (Сто ворот) — по числу глав в нем.

С разрешения издательства Швут Ами


Этот уникальный устный жанр, возникший одновременно с хасидизмом и являющийся выразителем хасидского учения, адресован, в первую очередь, простым людям и учит простой и искренней вере, любви к Б-гу и любви к ближнему. При этом достоверность рассказов может быть различной: есть строго документальные истории с указаниями имен и географических подробностей, есть явно сочиненные, есть притчи, мемуары, анекдоты Читать дальше