Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Ришоним, Рав Александр Кац, Франция
Раби Авраам бар Ицхак (Раавад Ашени; 4870-4939 /1110-1179/ гг.) — один из первых выдающихся законоучителей Прованса, автор книги Аэшколь.
Его ближайшим наставником был р. Ицхак бар Меруан Алеви. Учился также в г. Люнеле у р. Мешулама бар Яакова. В течение нескольких лет жил на севере Испании, в Каталонии, составлявшей тогда с Провансом единое государство: в Барселоне, крупнейшем городе Каталонии, он изучал Тору у знаменитого законоучителя и кабалиста р. Йеуды Абарцилони.
Возвратившись в Прованс, р. Авраам возглавил раввинский суд и ешиву Нарбонны. В переписке мудрецов его называли «рав ав бет дин» (глава раввинского суда) — аббревиатура этих слов — «Раавад» — стала именем, под которым он вошел в историю еврейской мысли (Раавад Ашени /Второй/, поскольку именем Раавад Аришон /Первый/ называли знаменитого мыслителя и историка из Испании р. Авраама Ибн Дауда;).
Раавад Ашени написал комментарии на большую часть Талмуда: многочисленные фрагменты из них приводят в своих книгах Бааль Амаор, Рамбан и Рашба; целиком же сохранился только комментарий ко второй половине трактата Бава батра.
В своем основном труде, алахическом кодексе Аэшколь, Раавад Ашени применил новый принцип систематизации материала: в соответствии с распорядком дня и календарными праздниками.
Его учеником, а впоследствии зятем был р. Авраам бар Давид из Поскьеры (Раавад Бааль Аасагот;). У него учился также р. Зерахия Алеви (Бааль Амаор;).
Внуком Раавада Ашени был один из самых значительных комментаторов Талмуда р. Менахем Меири, автор книги Бейт абехира.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?