Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Дурные привычки тяжелее преступных деяний тем, что человеку, погрязшему в них, труднее прийти к раскаянию. И так сказано: “Да оставит грешник путь свой, и злодей — замыслы свои” (Йешаягу 55, 7)»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 7, 3
Наиболее авторитетный в своем поколении законоучитель и талмудист

Раби Элиэзер бар Натан из Майнца (Рааван; ок. 4850-4930 /ок. 1090-1170/ гг.) — наиболее авторитетный в своем поколении законоучитель еврейских общин Германии.

Родился и учился в г. Майнце, а затем стал даяном в родном городе.

Его законодательные постановления пользовались исключительным авторитетом среди евреев всей Германии и Франции; из самых отдаленных общин диаспоры к нему обращались за решением наиболее сложных алахических проблем.

В 4910 /1150/ году вместе с внуками великого Раши, Рашбамом и рабейну Тамом, он возглавил съезд ста пятидесяти ведущих законоучителей, проводимый в городе Труа. На этом форуме были приняты важнейшие алахические постановления, обязательные для всех общин: запрет евреям обращаться в нееврейский суд с иском против других евреев, запрет принимать от нееврейских властей назначения на руководящие должности в еврейской общине и др.

Рашбам, духовный лидер французских евреев, который был по возрасту значительно старше Раавана, тем не менее, почтительно называл его «главою колен Израиля», «гаоном» и «праведником, на котором держится мир».

Рааван собрал свои наиболее значительные респонсы, алахические послания и законодательные решения в книгу, названную им Эвен аэзер (Камень помощи).

Это знаменитое название было взято им из стиха книги Шмуэля (I, 7:12): «И взял Шмуэль один камень, и поставил между Мицпе и Шейном, и назвал его Эвен аэзер (Камень помощи), сказав: До этого места помогал нам Б-г». Вместе с тем, в слове эвен (камень) было зашифровано имя автора.

Весь материал, включенный автором в эту книгу, расположен в соответствии с тематическим порядком Талмуда. В Эвен аэзере подробно разъясняются и обосновываются многие обычаи и молитвы, специфические для общин Ашкеназа (еврейское название Германии).

Некоторые из написанных им элегий (слихот и кинот), а также его религиозные гимны (пиюты) включены в ашкеназские махзоры — праздничные молитвенники.

Рааван скончался в городке Вюрцбурге, достигнув восьмидесятилетнего возраста.

Согласно преданию, он завещал, чтобы его тело было помещено в лодку и спущено по Рейну в сторону Майнца. Так и было сделано: как бы повинуясь руке незримого кормчего, лодка причалила у пристани Майнца, и евреи города с почетом погребли своего великого мудреца (Праким бетолдот Исраэль).

От Раавана из Майнца берет начало цепь выдающихся законоучителей. Его внуком был Раавья, знаменитый раввин из Кельна, а правнуком — Рош, один из величайших еврейских законоучителей всех времен. Сын и ученик Роша р. Яаков бар Ашер (Тур; см.) составил основополагающий свод еврейского закона Арбаа турим, и один из четырех основных разделов этого кодекса он назвал Эвен аэзер — в честь великой книги своего пращура Раавана.

С разрешения издательства Швут Ами


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.