Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всё, что делается Небесами, — к добру»В. Талмуд, Брахот 60б
Наиболее авторитетный в своем поколении законоучитель и талмудист

Раби Элиэзер бар Натан из Майнца (Рааван; ок. 4850-4930 /ок. 1090-1170/ гг.) — наиболее авторитетный в своем поколении законоучитель еврейских общин Германии.

Родился и учился в г. Майнце, а затем стал даяном в родном городе.

Его законодательные постановления пользовались исключительным авторитетом среди евреев всей Германии и Франции; из самых отдаленных общин диаспоры к нему обращались за решением наиболее сложных алахических проблем.

В 4910 /1150/ году вместе с внуками великого Раши, Рашбамом и рабейну Тамом, он возглавил съезд ста пятидесяти ведущих законоучителей, проводимый в городе Труа. На этом форуме были приняты важнейшие алахические постановления, обязательные для всех общин: запрет евреям обращаться в нееврейский суд с иском против других евреев, запрет принимать от нееврейских властей назначения на руководящие должности в еврейской общине и др.

Рашбам, духовный лидер французских евреев, который был по возрасту значительно старше Раавана, тем не менее, почтительно называл его «главою колен Израиля», «гаоном» и «праведником, на котором держится мир».

Рааван собрал свои наиболее значительные респонсы, алахические послания и законодательные решения в книгу, названную им Эвен аэзер (Камень помощи).

Это знаменитое название было взято им из стиха книги Шмуэля (I, 7:12): «И взял Шмуэль один камень, и поставил между Мицпе и Шейном, и назвал его Эвен аэзер (Камень помощи), сказав: До этого места помогал нам Б-г». Вместе с тем, в слове эвен (камень) было зашифровано имя автора.

Весь материал, включенный автором в эту книгу, расположен в соответствии с тематическим порядком Талмуда. В Эвен аэзере подробно разъясняются и обосновываются многие обычаи и молитвы, специфические для общин Ашкеназа (еврейское название Германии).

Некоторые из написанных им элегий (слихот и кинот), а также его религиозные гимны (пиюты) включены в ашкеназские махзоры — праздничные молитвенники.

Рааван скончался в городке Вюрцбурге, достигнув восьмидесятилетнего возраста.

Согласно преданию, он завещал, чтобы его тело было помещено в лодку и спущено по Рейну в сторону Майнца. Так и было сделано: как бы повинуясь руке незримого кормчего, лодка причалила у пристани Майнца, и евреи города с почетом погребли своего великого мудреца (Праким бетолдот Исраэль).

От Раавана из Майнца берет начало цепь выдающихся законоучителей. Его внуком был Раавья, знаменитый раввин из Кельна, а правнуком — Рош, один из величайших еврейских законоучителей всех времен. Сын и ученик Роша р. Яаков бар Ашер (Тур; см.) составил основополагающий свод еврейского закона Арбаа турим, и один из четырех основных разделов этого кодекса он назвал Эвен аэзер — в честь великой книги своего пращура Раавана.

С разрешения издательства Швут Ами


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Об утяжелении сердца фараона

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Недельная глава Ваэра

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Избранные комментарии к недельной главе Ваэра

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Работа Избавления заключается в четырех конкретных фазах, которые нужно должным образом оценить для правильного понимания всего, что последует далее.

Врата востока. Недельная глава Ваэра

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Каменное сердце Фараона. Глава Ваэра

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний сообщает Моше, что Ему всё это известно и всё так и должно быть. И, наоборот, усиление гнета ускорит исход евреев из Египта. А всё, что происходит, — это средство для достижения цели Всевышнего.

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.