Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Р. Натан пользовался высоким авторитетом в качестве законоучителя — к нему обращались со сложными алахическими вопросами знатоки Торы из многих стран

Раби Натан бар Йехиэль из Рима (4795-4866 /1035-1106/ гг.) — автор толкового словаря Сефер аарух (или просто Арух).

Родился в Риме. В юности учился у р. Моше Даршана (см.), главы ешивы в Нарбонне, на юге Франции. Учился также у своего отца, р. Йехиэля бар Авраама, который был законоучителем и главою ешивы в Риме. После смерти отца возглавил его ешиву.

Р. Натан пользовался высоким авторитетом в качестве законоучителя — к нему обращались со сложными алахическими вопросами знатоки Торы из многих стран, в том числе и великий комментатор Торы Раши (см.).

Р. Натан составил толковый словарь лексики Талмуда и мидрашей — Сефер аарух. Эту работу он завершил в 4865 /1105/ году, за год до смерти (Седер адорот).

В течение последующих веков его книга широко изучалась и комментировалась; и до сих пор она служит незаменимым пособием для исследователей Талмуда.

С разрешения издательства Швут Ами


В недельной главе «Мишпатим» излагаются законы взаимоотношений между людьми в обществе: виды и размеры ущербов, законы о статусе рабов, о наказаниях за воровство и многие другие. Читать дальше

Недельная глава Мишпатим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Мишпатим

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мишпатим

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Законы, определяющие как взаимоотношения между человеком и его ближним, так и жизнь общины в целом.

Недельная глава Мишпатим

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

На тему недельной главы. Мишпатим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Отчаяние без разума!» — лишь тот, кто теряет разум, позволяет отчаянию победить себя! Потому и слова Талмуда «Даже если человек сказал, что потерял надежду, все равно это не отчаяние!» можно понимать иносказательно: даже если человек на словах проявляет слабость и говорит, что потерял надежду, все равно не верьте ему: в сердце своем он хранит веру и преодолеет отчаяние!