Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Все евреи — от самого хорошего и до самого плохого — одна душа»Раби Йеонатан Айбишиц
Рабби Натан записал и кодифицировал Мишну — законодательную часть устной традиции

Рабби Натан записал и кодифицировал Мишну — законодательную часть устной традиции

Раби Натан Абавли — верховный судья Санхедрина, воссозданного в г. Уше (Орайот 13б).

Происходил из рода рошей гола (руководителей евреев в вавилонском изгнании), и его отец был главою вавилонских евреев. Уже зрелым мудрецом р. Натан переехал из Вавилона в Землю Израиля. Отсюда и происходит его прозвище «Абавли» — «вавилонянин» (Раши на Гитин65б; Седер адорот). Возглавив Санхедрин вместе с р. Шимоном бен Гамлиэлем, он, по свидетельству Талмуда, проявил себя судьей, «постигающим глубины закона» (Бава кама 53а).

Из учеников р. Акивы, он был особенно близок с р. Меиром, старейшиной мудрецов Санхедрина (Орайот там же). Вместе с р. Йеудой Анаси, сыном р. Шимона бен Гамлиэля, р. Натан записал и кодифицировал Мишну — законодательную часть устной традиции. Раши поясняет: «До них законы передавались устно в домах учения от наставника к ученикам. Они же собрали и систематизировали все, что было сказано в предшествующих поколениях, распределив законы по тематическим трактатам; и после них было добавлено лишь немногое» (Бава меция86а).

Составил также трактат, называемый Авот дераби Натан, в котором собраны этические высказывания мудрецов всех предшествующих поколений.

С разрешения издательства Швут Ами


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Эпоха праотцев 6. Аврам и Сарай, Ѓагар и Ишмаэль

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Дать Авраму сына-преемника — такова воля, таково решение Творца. Сарай считает, что способствовать этому — её долг

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Эпоха праотцев 8. Просьба Авраѓама о справедливом суде

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Радушие Авраѓама подчёркнуто и рядом деталей повествования Торы о приеме, оказанном путникам: побежал навстречу, сам выбрал теленка, чтобы заколоть и приготовить

Эпоха праотцев 9. Ицхак бен Авраѓам и сыновья Ѓагар

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

И встал Авраѓам рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Ѓагар, положив ей на плечи, и ребенка, и отослал ее. И пошла она, и заблудилась в пустыне Беэр Шева.