Темы: Диаспора, Мудрецы Мишны, Александр Кац, Рим
Раби Матья бен Хараш — руководитель ешивы и раввинского суда в Риме.
Учился у р. Элиэзера бен Орканоса (Седер адорот).
В 3895 (135) году, после падения Бейтара и подавления восстания Бар Кохбы, вынужден был покинуть Землю Израиля. Поселившись в Риме, он создал новый центр Торы в самой столице империи, покорившей Израиль. Когда р. Шимон бар Йохай (см.) во главе посольства посетил Рим, он застал там р. Матью бен Хараша и изучал Тору вместе с ним (Йома 53б, Меила 17а).
Ешива р. Матьи бен Хараша была не только первой в Европе — в Талмуде она названа среди лучших ешив всего еврейского мира, наряду с ешивой в Явнэ и ешивой р. Акивы (Санхедрин 32б). И так же раввинский суд, созданный им в Риме, пользовался в тот период наибольшим авторитетом (Агаот маймониот, Санхедрин 6:9).
Раби Матья отличался исключительным благочестием и нравственной чистотой. По свидетельству мидраша, Небесный Суд признал его «совершенным праведником», над которым «не властвует дурное влечение» (Ялкут Шимони, Вайехи 161).
В трудах по кабале указывается, что он был воплощением души праведного Йосефа, сына нашего праотца Яакова (Седер адорот).
В трактате Авот приведено два его изречения. Он учил: «Первым приветствуй каждого встреченного на улице человека (и даже идолопоклонника — Раши)» (Авот 4:15). И еще он утверждал: «Лучше быть хвостом льва, чем головой лиса» (там же).
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?