Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Лидер еврейского народа, который приучил людей соблюдать субботу и выполнять другие важные заповеди

Нехемья бен Хахалья (נְחֶמְיָה בֶּן חֲכַלְיָה) — глава евреев своего поколения.

Был ближайшим советником и главным виночерпием царя Дария в столице персидской империи Шушан (Сузы) (Нехемья 2:1, Раши). В 3426 году /334 г. до н. э./, узнав, что иерусалимская община, основанная Зерубавелем и Эзрой, пришла в упадок, Нехемья попросил царя: «Если сочтет царь за благо и если я нашел милость в глазах царя, то пошли меня в Иудею, в город могил моих предков — и я отстрою его» (там же 1:1-3, 2:1-5).

По прибытии в Иерусалим он приступил к возведению крепостной стены вокруг города, сказав народу: «Вы видите то бедствие, в котором мы находимся, — как разрушен Иерусалим, и ворота его сожжены огнем. Давайте же отстроим стены Иерусалима и не будем впредь в унижении» (там же 2:17).

Окрестные племена насмехались над евреями: «Что делают эти несчастные иудеи?! …Разве могут они оживить камни из груд праха?» (3:34). А поскольку иноплеменники мешали строительству, часть жителей города строила, а часть — охраняла (4:10-12, 4:16). В конце года, двадцать пятого элуля, стена была завершена — вся работа заняла всего пятьдесят два дня (6:15, Раши; Седер адорот). По приказу Нехемьи у всех крепостных ворот были поставлены стражи (Нехемья 7:1).

В первый день месяца тишрей 3427 года /333 г. до н. э./, в Рош ашана, все евреи Иудеи собрались в Иерусалиме, и писец Эзра читал для них Тору. А Нехемья сказал народу: «Сегодня святой день перед Б-гом, Всесильным вашим, — не печальтесь и не плачьте» — потому что, слушая слова Торы, весь народ плакал в раскаянии, ведь евреи понимали, что не выполняют многое из заповеданного Б-гом (там же 8:1-9, Раши). В те дни был заключен новый союз между народом Израиля и Творцом (10:1).

И, тем не менее, вскоре Нехемья увидел, как евреи вновь нарушают законы Субботы: давят в давильнях виноград, приносят в город снопы и различную провизию для продажи. «Что же делаете вы такое зло, нарушая Субботу?! — обратился он к знатным людям страны. — Ведь так поступали ваши отцы, и навел Б-г на нас и на город этот все эти бедствия, а вы еще увеличиваете гнев на Израиль, оскверняя Субботу». Перед наступлением следующей Субботы он приказал запереть все ворота Иерусалима, и не открывал их до окончания святого дня. Постепенно он отучил народ от субботней торговли (13:15-21).

А многие евреи по-прежнему брали себе жен из соседних народов, и их дети не умели даже говорить по-еврейски, — причем иноземных жен брали себе даже коэны, в том числе, и из семьи первосвященника Храма. Нехемья спорил с ними и проклинал их, и бил некоторых из них, и рвал на них волосы, и заклинал их Б-гом: «Не давайте дочерей ваших их сыновьям и не берите дочерей их для своих сыновей и для себя». Постепенно ему удалось вновь очистить страну «от всего чужеземного» (13:23-31).

Нехемья пробыл в Земле Израиля двенадцать лет, затем возвратился ко двору персидских царей, но позднее с разрешения царя снова посетил Иерусалим (5:14, Раши, 13:6-7, Ральбаг; Седер олам раба 30).

Им была написана основная часть книги Диврей аямим (Хроники), начатой его ближайшим сподвижником Эзрой (Бава батра 15а), а также составлена история возведения Второго Храма, включённая в состав Танаха под названием Книга Нехемьи (Нехемья 1:1, Раши; Санхедрин 93б).

Нехемья умер десятого тевета (год неизвестен) (Мегилат Таанит; Оцар ишей аТанах, Нехемья).

с разрешения издательства Швут Ами


9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше

История еврейского народа 33. Разрушение Храма

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Cмысл изгнаний

Рав Берл Набутовский

Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.