Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Лидер еврейского народа, который приучил людей соблюдать субботу и выполнять другие важные заповеди

Нехемья бен Хахалья (נְחֶמְיָה בֶּן חֲכַלְיָה) — глава евреев своего поколения.

Был ближайшим советником и главным виночерпием царя Дария в столице персидской империи Шушан (Сузы) (Нехемья 2:1, Раши). В 3426 году /334 г. до н. э./, узнав, что иерусалимская община, основанная Зерубавелем и Эзрой, пришла в упадок, Нехемья попросил царя: «Если сочтет царь за благо и если я нашел милость в глазах царя, то пошли меня в Иудею, в город могил моих предков — и я отстрою его» (там же 1:1-3, 2:1-5).

По прибытии в Иерусалим он приступил к возведению крепостной стены вокруг города, сказав народу: «Вы видите то бедствие, в котором мы находимся, — как разрушен Иерусалим, и ворота его сожжены огнем. Давайте же отстроим стены Иерусалима и не будем впредь в унижении» (там же 2:17).

Окрестные племена насмехались над евреями: «Что делают эти несчастные иудеи?! …Разве могут они оживить камни из груд праха?» (3:34). А поскольку иноплеменники мешали строительству, часть жителей города строила, а часть — охраняла (4:10-12, 4:16). В конце года, двадцать пятого элуля, стена была завершена — вся работа заняла всего пятьдесят два дня (6:15, Раши; Седер адорот). По приказу Нехемьи у всех крепостных ворот были поставлены стражи (Нехемья 7:1).

В первый день месяца тишрей 3427 года /333 г. до н. э./, в Рош ашана, все евреи Иудеи собрались в Иерусалиме, и писец Эзра читал для них Тору. А Нехемья сказал народу: «Сегодня святой день перед Б-гом, Всесильным вашим, — не печальтесь и не плачьте» — потому что, слушая слова Торы, весь народ плакал в раскаянии, ведь евреи понимали, что не выполняют многое из заповеданного Б-гом (там же 8:1-9, Раши). В те дни был заключен новый союз между народом Израиля и Творцом (10:1).

И, тем не менее, вскоре Нехемья увидел, как евреи вновь нарушают законы Субботы: давят в давильнях виноград, приносят в город снопы и различную провизию для продажи. «Что же делаете вы такое зло, нарушая Субботу?! — обратился он к знатным людям страны. — Ведь так поступали ваши отцы, и навел Б-г на нас и на город этот все эти бедствия, а вы еще увеличиваете гнев на Израиль, оскверняя Субботу». Перед наступлением следующей Субботы он приказал запереть все ворота Иерусалима, и не открывал их до окончания святого дня. Постепенно он отучил народ от субботней торговли (13:15-21).

А многие евреи по-прежнему брали себе жен из соседних народов, и их дети не умели даже говорить по-еврейски, — причем иноземных жен брали себе даже коэны, в том числе, и из семьи первосвященника Храма. Нехемья спорил с ними и проклинал их, и бил некоторых из них, и рвал на них волосы, и заклинал их Б-гом: «Не давайте дочерей ваших их сыновьям и не берите дочерей их для своих сыновей и для себя». Постепенно ему удалось вновь очистить страну «от всего чужеземного» (13:23-31).

Нехемья пробыл в Земле Израиля двенадцать лет, затем возвратился ко двору персидских царей, но позднее с разрешения царя снова посетил Иерусалим (5:14, Раши, 13:6-7, Ральбаг; Седер олам раба 30).

Им была написана основная часть книги Диврей аямим (Хроники), начатой его ближайшим сподвижником Эзрой (Бава батра 15а), а также составлена история возведения Второго Храма, включённая в состав Танаха под названием Книга Нехемьи (Нехемья 1:1, Раши; Санхедрин 93б).

Нехемья умер десятого тевета (год неизвестен) (Мегилат Таанит; Оцар ишей аТанах, Нехемья).

с разрешения издательства Швут Ами


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.