Из цикла «Хроника поколений», темы: Эзра, Пророки, Разрушение Храма, Ирмияу, Александр Кац, Вавилонское изгнание
Барух бен Нерия (ברוך בן נריה; ум. в 3413 г. /347 г. до н.э./) — мудрец и пророк.
Происходил из рода коэнов. Вместе с тем, как и его наставник пророк Ирмия (см.), был потомком Йеошуа бин Нуна (см.) и его жены Рахав (Мегила 14б).
Его дед Махсея и отец Нерия были пророками (там же 14б-15а).
В 3320 году /440 г. до н. э./ Барух записал под диктовку своего наставника Ирмии все его пророчества о предстоящем разрушении Иерусалима и Храма (Ирмия 36:4; Седер адорот).
В месяце кислев 3321 года /439 г. до н. э./ Барух прочитал свиток с пророчествами Ирмии в Храме перед народом. Сановники царя Йеуды Йеоякима, напуганные содержанием пророчеств, посоветовали Баруху спрятаться вместе с учителем в надежном месте, а сами прочли свиток перед царем. Но царь сжег свиток в огне, приказав схватить пророка и Баруха — однако их не смогли найти. Следуя повелению Всевышнего, Ирмии вновь продиктовал Баруху свои предсказания и тот написал новый свиток (Ирмия 36:5-32; Седер адорот).
В 3327 году /433 г. до н. э./ вавилонский царь Невухаднецар, овладевший Иерусалимом, поставил своим наместником над Йеудой внука Ирмии — Цидкию (II Мелахим 24:17-18; Ялкут Шимони, Ирмия 37, 326; Седер адорот акацар с. 35-36). А брат Баруха — Серая бен Нерия — стал одним из ближайших сановников царя (см. Ирмия 51:59, Радак).
Вскоре, вопреки настойчивым предостережениям Ирмии, Цидкия восстал против власти вавилонян, и десятого тевета 3336 года /424 г. до н. э./ началась осада непокорного Иерусалима (II Мелахим 25:1; Седер адорот). Ирмию, который предсказывал падение города и призывал его защитников к капитуляции, посадили под стражу. А Барух, оставленный на свободе, находился рядом с учителем, выполняя его различные поручения (Ирмия 32:2-14).
После длительной осады вавилоняне ворвались в город, а 9 ава 3338 года /422 г. до н. э./ подожгли Храм (II Мелахим 25:8-10, Радак; Таанит 29а; Седер адорот). Вместе с группой евреев, бежавших от вавилонян, Барух оказался в Египте (Ирмия 43:1-7).
Позднее он переселился вместе с Ирмией в Вавилон, где тогда находилось большинство еврейских изгнанников (Седер олам раба 26; Седер адорот 3346).
В 3350 году /410 г. до н. э./ Ирмия, возглавлявший совет мудрецов поколения, передал свои полномочия Баруху (Рамбам, Сефер аМада, Акдама; Седер адорот).
Среди учеников Баруха в Вавилоне был писец Эзра (см.), ставший главой следующего поколения мудрецов. В 3370 году /390 г. до н. э./ престарелый Барух передал этому ученику свои полномочия (там же).
В 3389 году /371 г. до н. э./ вавилонская империя пала, а еще через год персидский завоеватель Кореш (Кир) разрешил евреям возвратиться в Землю Израиля и отстроить Храм (Седер адорот). Но Барух из-за своего преклонного возраста уже не мог совершить столь далекое путешествие, даже на повозке, а Эзра остался рядом с ним, продолжая впитывать от учителя мудрость Торы (Мегила 16б; Шир аширим раба 5:4, Матнот кеуна).
В годы глубокой старости, около 3408 году /352 г. до н. э./, Барух удостоился пророчества и пророчествовал до конца своей жизни (Мегила 15а, Раши).
Умер в Вавилоне в 3413 году /347 г. до н.э./. Погребен рядом с могилой пророка Йехезкеля (см.) (Седер адорот).
Вскоре после его смерти Эзра поднялся в Землю Израиля, где создал крепкую общину, сплотившуюся вокруг отстроенного в Иерусалиме Храма. Таким образом, Барух стал духовным «мостом», соединившим поколение мудрецов Первого Храма с мудрецами Второго Храма, во главе которых встал его ближайший ученик Эзра.
Много веков спустя по требованию одного из арабских правителей могилу Баруха попытались перенести в иное место. При вскрытии оказалось, что тело праведника совершенно не было затронуто тлением (Седер адорот 3350).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь
Рав Гедалия Спинадель
Творец укрепил сердце фараона, чтобы тот не отпускал евреев. Почему Он стал это делать именно после шестой казни?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваэра
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Беседы на тему недельной главы Бо