Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если человек стремится лишь к тому, к чему влекут его желания, тогда Тора может только подстегнуть его желания. Но если человек стремится исправить себя, тогда Тора становится для него эликсиром жизни и строит его личность.»Рав Йосеф-Юзл Горовиц, саба из Новардока, из книги «Уровень человека»

Хулда (חלדה) — пророчица в период Первого Храма.

Происходила из рода Йеошуа бин Нуна. Была родственницей пророка Йирмии (Мегила 14б; Седер адорот 3280).

Хулда удостоилась пророчества в заслугу дел милосердия, которые совершал ее муж Шалум бен Тиква: в частности, он ежедневно наполнял бочки водой и, сидя у ворот Иерусалима, поил всех, приходящих с дороги (Пиркей дераби Элиэзер 33).

Пророчествовала для женщин (Псикта рабати 26; Седер адорот).

Обучала мудрецов Израиля тайнам Устной Торы. Принимала посетителей в особом пределе Храма, который стали называть «предел Хулды» (Раши, II Мелахим 22:14 и II Диврей аямим 34:22).

В 3303 году /457 г. до н.э./, когда в Храме был обнаружен свиток Торы, открывшийся на строке «Уведет Б-г тебя и твоего царя …к народу, которого не знал» (Дварим 28:36), праведный царь Йошия (см.) направил к Хулде своих посланцев, чтобы узнать, что предвещает эта тревожная находка. Хулда предрекла, что стране угрожает гибель и разрушение, но в заслугу праведного царя беда придет только после его смерти (II Мелахим 22:12-20; II Диврей аямим 34:20-28).

Хулда похоронена в Иерусалиме, на Масличной горе (Седер адорот 3280).

с разрешения издательства Швут Ами


Согласно объяснению многих еврейских мудрецов, поскольку человек состоит из двух противоположных «компонентов» — тела и духа, ему даны были два пути использования материальных вещей — материальный и духовный. Но, как известно, иудаизм строго регламентирует, какие способы воздействия возможны, а какие строго запрещены. Читать дальше

Кицур Шульхан Арух 166. Запрет гадания, астрологии и колдовства

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваэра

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.