Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Ангел смерти начал раскачивать деревья в дворцовом саду, и листва зашелестела. Давид вышел выяснить, что это за шум, и, упав на крыльцо, затих.

13. Книга Псалмов

В годы старости Давид собрал свои песнопения в единую книгу — Сефер Теилим (Мальбим, I Шмуэль 2, 23:1). Согласно преданию, все псалмы, которые были особенно дороги Давиду, начинаются со слова Ашрей (Счастлив) (Брахот 10а).

Псалмы расположены в книге не по порядку следования событий, которые происходили с Давидом. Так, например, вслед за псалмами, сложенными во время бегства от Авшалома, следует множество песен, посвященных событиям, происшедшим до этого мятежа, но и они, в свою очередь, не представлены в порядке следования событий (Меири, Теилим 6:1). Настоящий порядок глав в книге Псалмов и других частях Священного Писания намеренно изменен, ведь если бы был известен настоящий порядок, то каждый читающий мог бы сразу творить миры, оживлять мертвых и совершать чудеса (Шохер тов 3).

В свою книгу Давид включил псалмы еще десяти мудрецов: Адама (см.) (псалом 139), царя Малки-Цедека (Шема, см.), праотца Авраама (см.) (псалом 89), пророка Моше (90-100) и др. (Бава батра 14б, Раши). Но он обработал и обновил эти псалмы, и на них лежит печать его авторства (Песахим 117а; Коэлет раба 7:39; Шохер тов 1; Мецудат Давид, Теилим 90:1).

Свое собрание псалмов Давид разделил на пять книг — подобно Пятикнижию Моше (Шохер тов 1:2). Он попросил Творца: «Владыка Вселенной, удостой меня, чтобы мои песни вечно звучали в домах молитвы и в домах учения. …Пусть их читают и размышляют над ними и получают за это награду, как за изучение самых сложных разделов Торы» (ИТ Шекалим 2:5; Шохер тов 1).

И действительно, его песнопения стали неотъемлемой частью Торы, ведь у Торы много «лиц», и Давид открыл ее поэтическое лицо. И об этом он написал в одном из своих псалмов (Теилим 119:54): «Песнями мне были Твои уставы» (Сефер Атодаа).

14. Последние дни Давида

Когда Давид уже не покидал своих дворцовых покоев, нечестивцы того поколения собирались под его окнами и кричали: «Давид! Когда построим Храм?! Когда пойдем в Дом Б-га!» — тем самым они глумливо намекали, что Давид зажился на свете и из-за него не могут возвести Храм. Тогда он сказал в молитве к Творцу: «Владыка Вселенной, я слышал, как люди говорят: “Когда умрет этот старик и придет его сын Шломо, тогда построим Храм и войдем в него!” — и я обрадовался, что они спешат сделать Храм». Ответил ему Творец: «Каждый день твоих занятий Торой дороже Мне, чем тысячи всесожжений, которые в будущем твой сын Шломо принесет передо Мной на храмовом жертвеннике» (Макот 10а; Шохер тов 122:1).

И все же Давид попросил: «Владыка Вселенной, открой мне мою кончину». Ответ был: «Мною установлено, что не открывают человеку, при каких обстоятельствах настигнет его смерть». Давид попросил хотя бы открыть, сколько дней ему осталось прожить на свете. Ответ был: «Мною установлено, что человеку не сообщают, сколько ему отпущено дней». Наконец, царь попросил открыть, в какой день недели завершится его жизнь. Ответ был: «Ты умрешь в Субботу». «Пусть я умру сразу после Субботы, чтобы не осквернять день покоя», — попросил Давид. Ответ был: «После той Субботы уже начнется царствование твоего сына Шломо, и не могут пересечься два царствования даже на ширину волоса». «Пусть я умру перед той Субботой», — попросил Давид. И Всевышний вновь повторил ему: «Даже один день, когда ты занят Торой, дороже Мне, чем тысяча жертв всесожжения, которые в будущем принесет Мне твой сын Шломо».

С тех пор каждую Субботу Давид сидел и учился, не прерываясь целые сутки, чтобы к нему не мог приблизиться ангел смерти, ибо Тора защищает от смерти. И в тот день, когда должна была успокоиться его душа, ангел смерти не смог к нему подступиться, ибо он не прерывал занятий. На исходе дня ангел смерти начал раскачивать деревья в дворцовом саду, и листва зашумела небывало громко. Давид вышел выяснить, что это за шум, и, упав на крыльцо, затих (Шабат 30аб, Раши).

Давид умер в час предвечерней молитвы минха (Зоар 2, 156а; Седер адорот), в 2924 году /836 до н.э./, процарствовав сорок лет (I Мелахим 2:10-12; Седер олам зута 5:2) — в тот день завершились 70 лет, подаренные ему Адамом.

Царь Давид назван в Талмуде в числе величайших праведников, над телами которых не было властно посмертное разложение (Бава батра 17а). С его смертью были скрыты многие огни (т.е. тайны) Торы и умножились разногласия между мудрецами по поводу интерпретации законов (Зоар 2, 156б).

Когда после смерти Давида его сын Шломо возвел Храм и хотел внести Ковчег Завета в Святая Святых, створки храмовых ворот прилепились друг к другу. Шломо произнес двадцать четыре молитвы, но это не помогло. И только после того, как он воззвал: «Боже, …вспомни праведность Твоего раба Давида!», врата открылись. В тот час поникли лица всех ненавистников Давида, и весь народ узнал, что Всевышний простил Давиду его грех (Шабат 30а, Раши). И когда Шломо призывал на храмовый жертвенник огонь с Небес, огонь не сходил до тех пор, пока он не произнес: «Вспомни благочестие Твоего раба Давида» (II Диврей аямим 6:42-7:1; Коэлет раба 4:6).

Царь Давид назван в Талмуде среди семи величайших пастырей человечества — наряду с Адамом, Шетом (см.), Метушелахом (см.), Авраамом, Яаковом и Моше (Сукка 52б). И указано, что тот, кто увидит царя Давида во сне, удостоится благочестия (Брахот 57б).

Посох Давида был в руках всех царей Иудеи до времени разрушения Храма, а в будущем он будет передан царю-Машиаху (Ялкут Шимони, Хукат 20, 763).

Предсказано пророками, что царь-Машиах будет прямым потомком Давида (Йехезкель 37:24, Мецудат Давид; Бемидбар раба 14:1).

«Род Давида не мог прекратиться, ведь его вечность была нам обещана Всевышним, — пишет наш учитель р. Ицхак Зильбер. — …И сегодня известно немало людей, ведущих свое происхождение от Давида, — память об этом передается в их семьях из поколения в поколение. Потомки великих мудрецов — Абраванеля, Маараля из Праги, основателя Хабада р. Шнеура-Залмана из Ляд — знают о том, что происходят из рода Давида. Есть такие люди и в Израиле, и в Америке, и в Марокко» («Пламя не спалит тебя», стр. 30-31). Да и сам р. Зильбер принадлежал к этому роду. В книге «Родословная царя Давида», изданной в Риге в 30-е годы прошлого века, упомянут его отец, рав Бен-Цион, а последним — сам рав Ицхак. Правда, они были потомками Давида не по линии царя Шломо, а Машиах выйдет из потомков Шломо.

В конце времен, в день окончательного избавления и воскрешения мертвых, Творец устроит трапезу для праведников. Когда завершат есть и пить, кубок для послетрапезного благословения передадут праотцу Аврааму. Но он скажет: «Не мне благословлять, ибо от меня произошел Ишмаэль (прародитель арабов)». Скажут праотцу Ицхаку (см.): «Возьми и благослови». Скажет им: «Не мне благословлять, ибо от меня произошел Эсав». Скажут праотцу Яакову: «Возьми и благослови». Скажет им: «Не мне благословлять, ибо я взял в жены двух сестер — одну при жизни другой, а потом Тора это запретила». Скажут Моше: «Возьми и благослови». Скажет им: «Не мне благословлять, ибо я не удостоился войти в Землю Израиля». Скажут Йеошуа бин Нуну (см.): «Возьми и благослови». Скажет им: «Не мне благословлять, ибо я не удостоился сына». Скажут Давиду: «Возьми и благослови». Скажет им: «Благословлю, ибо это по мне». И об этом он пророчески написал в одном из своих псалмов (Теилим 116:13): «Чашу спасения подниму и воззову к Имени Б-га» (Песахим 119б).

с разрешения издательства Швут Ами