Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

По завершении междоусобной войны в стране началась засуха, которая повторилась три года подряд. Наступил страшный голод. Давид обратился с мольбой к Творцу, вопрошая его о причинах этой беды, и ответ, переданный через урим ветумим, гласил: «За Шауля» — т.е. за то, что царь Шауль был похоронен без соответствующего почета (II Шмуэль 21:1, Раши и Мецудат Давид; Седер олам раба 14; Йевамот 78б-79а, Раши;Бемидбар раба 8:4). Взяв с собой крупнейших мудрецов и воевод, Давид разыскал останки царя Шауля и своего друга Йонатана, и с почетом похоронил их возле Иерусалима, в пределах их колена Биньямина — и засуха прекратилась (II Шмуэль 21:12—14, Мальбим).

В этот период филистимляне вновь напали на ослабленную междоусобной войной и голодом страну. Давид сам вышел на битву, но в ходе сражения устал и ослаб, и лишь мужество одного из воевод спасло ему жизнь. Тогда воины поклялись Давиду: «Не выйдешь ты больше на войну, чтобы не погас светильник Израиля» (II Шмуэль 21:15—17; I Диврей аямим 20:4—8).

После войны и трех лет голода Давид повелел своему военачальнику Йоаву произвести полный подсчет жителей страны. Через девять месяцев и двадцать дней Йоав, обошедший со своими помощниками всю страну, сообщил царю итоги подсчета: в Иудее осталось пятьсот тысяч боеспособных воинов, а в северных коленах — восемьсот тысяч. Однако, завершив подсчет, Давид почувствовал, что совершил грех перед Б-гом (IIШмуэль 24:1—10) — ведь люди были пересчитаны поголовно, а не по половине шекеля, как заповедано в Торе (см. Мецудат Давид, I Диврей аямим 21:7; Мальбим, II Шмуэль 24:2). Царь попросил Б-га о нисхождении. Но наутро в стране начался мор, за три часа погубивший около 70 тысяч человек (II Шмуэль 24:10-15; Пиркей дераби Элиэзер 43). В тот час Давид увидел над Иерусалимом ангела смерти, поражающего народ, и в ужасе содрогнулся (там же 24:17; Пиркей дераби Элиэзер 43). Кровь застыла в его жилах, и после этого он уже не мог согреться до конца своей жизни (Шохер тов 18:30). Давид в горе разорвал на себе одежды, посыпал голову пеплом и распростерся в покаянной молитве перед Ковчегом Завета (Пиркей дераби Элиэзер 43). Царь сказал Творцу: «Вот, я согрешил, я провинился, а эти овцы, что они сделали?! Пусть же будет рука Твоя на мне и на моем доме» (II Шмуэль 24:17).

В тот же день пророк Гад повелел Давиду поставить жертвенник Творцу на гумне йевусея Аравены, которое было расположено на горе Мория. Царь купил у Аравены это гумно и поле вокруг него (II Шмуэль 24:18—24,Мецудат Давид). Там Давид обнаружил жертвенник, на котором приносили жертвы еще Адам — Первый Человек, Ноах (см.) и праотец Авраам (Псикта рабти 43). И когда царь принес на нем жертвы всесожжения и мирные жертвы, мор прекратился (II Шмуэль 24:25). Творец ответил ему огнем с небес на жертвенник всесожжения, и сказал Давид: «Это дом Б-га» (I Диврей аямим 21:26, 22:1). Он сразу же начал отмерять и говорить: «Отсюда и досюда — двор Храма, отсюда и досюда — Святая Святых» (Псикта рабати 43).

Во время вознесения этой жертвы Давид сложил торжественный псалом, начинающийся словами: «Б-гу принадлежит земля и всё, что на ней, Вселенная и ее обитатели» — этот псалом он предназначил для того, чтобы его пели левиты при внесении Ковчега Завета в Святая Святых будущего Храма (Теилим 24:1, Радак).

12. Мятеж Адонии и воцарение Шломо

В последний год жизни Давид начал многочисленные приготовления к возведению Храма. «Мой сын Шломо — юн и слаб, а дом, который предстоит возвести для Б-га, должен стать величественным и прославленным во всем мире, — говорил Давид. — Буду заготовлять для него». По его приказу каменотесы вырубали и обтесывали каменные блоки. Было заготовлено много кедровых стволов, а также медь и железо для гвоздей и креплений (I Диврей аямим 22:2—5).

По приказу Давида был заложен фундамент будущего строения (Шир аширим раба 1:6). Тогда же он установил 24 смены коэнов и левитов для служения в Святилище (там же 14; Таанит 27а; Бемидбар раба 3:10;Седер адорот 2892).

Вместе с пророками Гадом и Натаном царь разработал подробнейший проект будущего Храма (Седер олам раба 20). Призвав к себе сына Шломо, Давид разъяснил ему разработанный проект и повелел осуществить его (I Диврей аямим 22:6—19; Зоар 2, 164а).

Царь взял для Шломо жену — аммонитянку Нааму. В 2923 году /837 до н.э./ у них родился сын Рехавам, и Давид еще успел понянчить этого внука (Седер олам раба 16, Йемот олам 1; Йевамот 77а).

В последние месяцы жизни царь настолько ослаб, что не покидал своей комнаты во дворце. За ним ухаживала девушка по имени Авишаг, но женой царю она не стала (I Мелахим 1:1—4, Радак; Санхедрин 22а).

Однажды к Давиду пришла его жена Бат-Шева и сообщила, что Адония, его следующий по старшинству сын после Авшалома, провозгласил себя царем — вопреки клятве Давида о том, что его наследником станет Шломо. Вслед за Бат-Шевой пришел и пророк Натан, подтвердивший эту дурную весть. И тогда Давид повелел Натану и коэну Цадоку в тот же день помазать Шломо на царство и, протрубив в шофар, провозгласить: «Да здравствует царь Шломо!» Это повеление Давида было исполнено (I Мелахим 1:11—39, Радак). Давид низко поклонился, сказав: «Благословен Г-сподь, Б-г Израиля, который дал мне сегодня увидеть сидящего на моем престоле!» (I Мелахим 1:48).

Этому торжественному событию Давид посвятил свой последний псалом, названный им «К Шломо». «Он будет властвовать от моря до моря и от реки до окраин земли, — с надеждой предрек Давид. — …И склонятся перед ним все цари, все народы будут ему служить, ибо он спасет возопившего бедняка и обездоленного — того, кому некому помочь. …И будет обильный урожай в стране — до вершин гор. Зашумят нивы, как лес в Ливане, и цвести будут его города, как трава на лугах. Навечно под солнцем возвеличится его имя, благословятся в нем все народы и восславят его» (Теилим 72:1—20, Мецудат Давид).

с разрешения издательства Швут Ами


Оглавление

Выбор еврейского имени [↑]

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?

Значение имени [↑]

Выбор имени для еврейского ребенка имеет огромное значение. Наши мудрецы говорят, что имя отражает сущность человека, его характер и судьбу. В Талмуде сказано, что в момент, когда родители нарекают новорожденного, их души посещает пророчество, небесная искра. Но даже при том, что Сам Всевышний дает нам подсказку, многим парам трудно определиться с выбором имени для младенца.

Как же правильно выбрать имя? Почему евреи не называют сына в честь отца? Можно ли назвать мальчика в честь бабушки или объявить его имя до Брит-милы (обрезания)?

Еврейские обычаи [↑]

В имени заложено не только будущее, но и прошлое. Ашкеназы традиционно дают имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного образуется некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового обладателя имени [другое объяснение: есть надежда на то, что ребёнок проявит все хорошие качества родственника, в честь которого он назван].

Как быть, если вы хотите назвать ребенка в честь ушедшего родственника, но кто-то из ныне здравствующей родни уже носит это имя? Ответ зависит от степени родства ребенка с потенциальным живым тезкой. Если это близкий родственник (кто-то из родителей, братьев-сестер или дедушек-бабушек), то лучше подыскать другое имя. Если же родственник дальний, то все в порядке.

У сефардов принято давать имя в честь живых, часто в честь дедушки. Это выводится из Талмуда (Шабат 134а), где говорится о ребенке, названном в честь раби Натана при жизни раби Натана.

В еврейском народе принято давать имена праведных людей из ТаНаХа (Тора, Пророки и Писания), например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.

Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима

Иногда имя выбирают в соответствии с праздником, во время которого родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.

Есть также обычай давать имена, встречающиеся в разделе Торы той недели, на которую приходится день рождения ребенка.

Как правило, мальчикам дают имя при обрезании на восьмой день, а девочкам — в первый Шабат после рождения, когда достают свиток Торы в синагоге [читайте на сайте материал про Чтение Торы].

Скрытый смысл [↑]

В святом языке имя — не просто набор букв, оно раскрывает сущность его обладателя.

Мидраш (Берешит Рабба 17:4) рассказывает, что первый человек, Адам, дал имена всем живым существам в соответствии с их сутью и предназначением. Предназначение осла, например, нести тяжелый материальный груз. Осел на иврите — «хамор». Это слово имеет тот же корень, что и слово «хомер» — «материя», «вещество».

Это же принцип применим и к людским именам. Лея [жена праотца Яакова. Прим.ред.] назвала своего четвертого сына Иегудой. Это имя — от корня, обозначающего «благодарность», а если в нем переставить буквы, то получится Святое Имя Всевышнего. Так Лея хотела выразить Ему особую благодарность (Берешит 29:35).

Эстер, имя героини Пурима, образовано от корня, обозначающего «сокрытие». Эстер была известна своей красотой, но её скрытая внутренняя красота превосходила внешнюю.

Еще один пример — популярное имя Ари, на иврите «лев». В еврейской литературе со львом сравнивается уверенный в себе, целеустремленный человек, который набрасывается на каждую возможность выполнить заповедь.

Бывают, конечно, и плохие имена. Вряд ли вы захотите назвать сына Нимрод, ведь оно — от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь.

Если вы хотите назвать мальчика в честь женщины, постарайтесь сохранить неизменным максимальное число букв. Например, Браха можно заменить на Барух, а Дина на Дан.

Еще несколько полезных правил [↑]

У многих из нас, кто хочет изменить своё имя на еврейское, возникает дополнительный вопрос — как «увязать» своё нееврейское имя с еврейским?

Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» это «Наоми» на иврите.

Некоторые выбирают ивритское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Виктор — Авигдор и т. д.

В любом случае, выбор имени — очень ответственный шаг, имя человека оказывает влияние на его судьбу и качества характера, и мы советуем обращаться с этим вопросом к вашему местному раввину…

Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое также привычно звучит на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя «для синагоги», а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство против ассимиляции.

Мидраш (Бемидбар Рабба 20:21) рассказывает, что евреи удостоились чудесного освобождения из египетского рабства отчасти и потому, что не переняли египетские обычаи, а продолжали давать детям еврейские имена.

Многие родители не хотят называть ребенка в честь родственника, который умер молодым или неестественной смертью, опасаясь, что несчастья могут «перейти» к новому обладателю имени. Раби Моше Файнштейн дает по этому поводу несколько рекомендаций.

Если человек умер молодым, но своей смертью, и оставил после себя детей, то это не считается плохим знаком, и ребенка можно назвать в его честь. Пророк Шмуэль и царь Шломо умерли в возрасте 52 лет, и их имена всегда были и остаются популярными в нашем народе, т.е. это уже не считается, что человек умер в молодости.

Если же человек умер от неестественных причин, то раби Файнштейн рекомендует немного изменить имя. Например, евреи называют сыновей именем Йешайа в честь пророка Йешаягу, который был убит.

Раби Яков Каменецкий считает, что переход от «молодости» к «старости» происходит в 60 лет. В Талмуде (Моэд Катан 28а) рассказывается, что когда раби Йосефу исполнилось 60 лет, он устроил празднование по случаю начала долголетия.

Вопреки распространенному мнению, не запрещается объявлять имя новорожденного до обрезания, хотя многие так не делают. В полной мере, однако, мальчик получает душу только во время Брит-милы, и поэтому в метафизическом смысле до этого момента не имеет имени. Это выводят из того, что Всевышний дал новое имя нашему праотцу Аврааму после Брит-милы, когда тот был в возрасте 99 лет (Зоар — Лех-Леха 93а, Таамей Минхагим 929).

Все звезды именами называет… [↑]

Царь Давид писал: «…Исчисляет количество звезд, всех их именами называет» (Теилим 147:4). С древних времен звезды завораживали людей. Они «намекают» на секреты мироздания и тайны будущего. Они указывают путь странникам, озадачивают астрономов и вдохновляют исследователей. В бескрайнем темном небе они кажутся совсем маленькими, а их количество не поддается исчислению; но все они значимы в глазах Всевышнего. «Всех их именами называет». У каждой звезды — свое особое предназначение, и все они разные, не похожи друг на друга.

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности.

И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Звезды выглядят крошечными точками в бескрайнем ночном небе, а наш народ кажется маленьким и незначительным среди миллиардов людей на земном шаре. Всевышний дает имя каждой звезде потому, что все они важны для Него и дороги Ему, и точно так же Он участвует в наречении имени каждому еврейскому ребенку. У каждого еврея свое предназначение, мицва (заповедь), к которой он имеет особый дар, и каждый из нас излучает свой неповторимый свет.

В конце времен любовь Всевышнего к Своим детям не будет вызывать сомнений. После Девятого Ава мы всегда читаем: «Поднимите глаза ваши в высоту небес и посмотрите: Кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их именами называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Йешаягу 40:26).

В конце времен все евреи вернутся в Иерусалим («никто не скроется»). Всевышний сочтет всех и даст каждому имя.

Порядок наречения имени [↑]

Итак, имя мальчику дают во время его обрезания.

У ашкеназских евреев, как указано выше, принято давать новорожденному имя покойного члена семьи, например, дедушки, дяди и т.д. — как бы увековечивая память об умершем. У сефардов, наоборот, имя ребенку дают в честь живущих.

Если родилась девочка, то ее имя в первый раз произносится над свитком Торы, к чтению которой вызывают ее отца.

После того как отрывок Торы прочитан, среди прочих благословений читаются два особых отрывка «Ми Шеберах» — за здоровье роженицы (жены вызванного к Торе) и новорожденного ребенка.

Если родился мальчик и он еще не обрезан — при чтении молитвы о его здоровье имени не называют. Если родилась девочка, то в этот момент она и получает свое имя.

Роженица благодарит Всевышнего за успешные роды и произносит благословение «аГомель»:

«Благословен Ты, Всевышний… за то что воздал мне добром».

Делается это в присутствии группы взрослых мужчин-евреев числом не менее десяти (см. материал про Миньян евреев).

Во время обрезания «аГомель» читается перед приглашенными на церемонию. Если же родилась девочка, то собирают специальный миньян мужчин в доме, или мать посещает синагогу в тот день, когда муж над свитком дает имя девочке. Отвечают на ее благословение женщины, присутствующие в женской части зала.

Отвечают на «аГомель» так:

«Амен. Кто воздал тебе добром, Тот и впредь будет воздавать тебе добром!»

Текст на иврите приведен в сидуре — сборнике еврейских молитв (см. «Чтение Торы»).

Читать дальше