Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Эти пророки обладали личной скромностью. Поэтому Творец даровал им духовное величие.

Эльдад (אלדד; ум. не ранее 2516 г. /1244 г. до н.э./) — пророк, один из семидесяти старейшин Израиля, вождь колена Биньямина.

Родился в Египте, в колене Биньямина (см. Бемидбар 34:21; Бемидбар раба 15:19). Был надсмотрщиком над другими рабами-евреями и защищал их от египтян, за что угнетатели его избивали (Шмот 5:14, Раши; Раши, Бемидбар 11:16).

15 нисана 2448 года /1312 г. до н.э./ вышел из Египта вместе со всем народом Израиля, а 6 сивана стал свидетелем Синайского Откровения.

20 ияра 2449 года /1311 г. до н.э./ сыны Израиля отправились от горы Синай в страну Кнаан, а на следующий день Б-г повелел, чтобы в помощь Моше (см.), измученному постоянными жалобами и прихотями евреев, было избрано семьдесят старейшин (Бемидбар 11:16—17). Причем, согласно воле Творца, их следовало выбрать из тех надсмотрщиков, которые заступались за еврейских рабов в Египте, потому что эти люди уже доказали свою самоотверженную преданность сынам Израиля (Раши, Бемидбар 11:16). Моше взял семьдесят две записки: на семидесяти из них написал закен (старейшина), а две — оставил пустыми. Он смешал записки в специальном коробе и призвал к Шатру семьдесят двух бывших «надсмотрщиков» — по шести от колена. Они тянули жребий, и тому, кто вытаскивал записку с надписью, Моше говорил: «Тебя избрали с Небес». Однако и после того как каждый из присутствовавших вытянул свой жребий, в коробе осталось еще две записки с надписью «старейшина», потому что двое из внесенных в список — Эльдад и его товарищ Мейдад (см.) — не явились к Шатру (там же 11:24—26, Раши; Санхедрин 17а, Раши; Бемидбар раба 15:19). В Талмуде объяснено, что они обладали особой скромностью и считали, что недостойны такого величия. И Творец сказал: «Поскольку они преуменьшили свое значение, Я дам им величие» (Санхедрин 17а; Сифри, Беаалотха 95; Бемидбар раба 15:19). И когда Творец наделил собравшихся у Шатра старейшин духом пророчества, Эльдад и Мейдад начали пророчествовать прямо в стане (Бемидбар 11:26—27).

Эльдад говорил: «Моше умрет, а Йеошуа введет народ в землю». А затем они вдвоем предсказали, что в конце времен, когда сыны Израиля, возвратятся из изгнания на свою землю, грозный правитель Гог из страны Магог приведет на них войной все народы, но будет повержен Царем-Машиахом[1] (Таргум Йонатан, Бемидбар 11:26; Санхедрин 17а; Бемидбар раба 15:19).

Услышав эти пророчества, сын Моше, Гершом, прибежал к Шатру и сообщил об этом отцу. Тогда ближайший ученик Моше, Йеошуа бин Нун (см.), опасавшийся, что они изрекают ложные пророчества, попросил учителя: «Господин мой, Моше, останови их!» Но Моше ответил: «Не ревнуешь ли ты за меня?! Пусть бы весь народ стал пророками, если Б-г осенит их Своим духом!» (Бемидбар 11:27—29, Раши и Рамбан; Бемидбар раба 15:19).

И если остальные старейшины пророчествовали только в тот час, у Шатра Откровения, Эльдад и Мейдад сохранили свой пророческий дар на всю жизнь (Санхедрин 17а; Сифри, Беаалотха 95).

В 2488 году /1272 г. до н.э./, перед вступлением в Святую Землю, Эльдад был избран вождем своего колена (в Торе он назван — Элидад, сын Кислона; Бемидбар 34:21, Бааль аТурим). Он возглавлял колено Биньямина при завоевании и заселении Святой Земли (Бемидбар раба 15:19; Седер адорот 2406 и 2489).

Эльдад был среди тех старейшин, которым Йеошуа передал свои познания в Торе и которые встали во главе народа Израиля после его смерти, последовавшей в 2516 году /1244 г. до н.э./ (Йеошуа 24:31; Авот 1:1, Раши; Бемидбар раба 3:7). Умер вскоре после Йеошуа (Раши, Йеошуа 24:31).

Мейдад (מידד; ум. не ранее 2516 г. /1244 г. до н.э./) — пророк, один из семидесяти старейшин Израиля, вождь колена Эфраима.

Родился в Египте, в колене Эфраима (см. Бемидбар 34:24; Бемидбар раба 15:19). Был среди еврейских надсмотрщиков, которые заступались за своих собратьев, навлекая на себя гнев и побои египтян (Шмот 5:14, Раши; Раши, Бемидбар 11:16).

21 ияра 2449 года /1311 г. до н.э./ был избран одним из семидесяти старейшин Израиля, но вместе с Эльдадом (см.) не пришел к Шатру Откровения, полагая, что не достоин такого величия (Бемидбар 11:24—26; Санхедрин 17а). А когда Б-г наделил собравшихся у Шатра старейшин духом пророчества, Мейдад и Эльдад начали пророчествовать прямо в стане (Бемидбар 11:26). Мейдад предсказал, что возле стана приземлится огромная стая перепелов (Таргум Йонатан, Бемидбар 11:26). И действительно, в тот же день сильный ветер с моря принес огромные стаи обессиленных перелетом перепелов, которые упали на землю, покрыв стан на толщину около двух локтей, и сыны Израиля собирали их, насыщаясь мясом (Бемидбар 11:31—34).

Вместе с тем, Мейдад и Эльдад предрекли, что в конце времен сынам Израиля предстоит война против неисчислимого войска, собранного из многих народов и возглавляемого Гогом из страны Магог. Победа над этим собранием племен ознаменует окончательное освобождение сынов Израиля от ига других народов (Таргум Йонатан, Бемидбар 11:26; Санхедрин 17а; Бемидбар раба 15:19).

В отличие от большинства старейшин, Мейдад так же, как и Эльдад, сохранил пророческий дар на всю жизнь (Санхедрин 17а; Сифри, Беаалотха 95).

В 2488 году /1272 г. до н.э./ он был избран вождем своего колена (при перечислении вождей колен в Торе приведено его второе имя — Кемуэль, сын Шифтана; Бемидбар 34:24; Бемидбар раба 15:19). Он стоял во главе колена Эфраима при завоевании и заселении Святой Земли (Седер адорот 2406 и 2489).

Мейдад был среди старейшин, получивших знание сокровенных тайн Торы от Йеошуа бин Нуна (см.) (Авот 1:1, Раши). В числе других старейшин он возглавлял народ Израиля в течение некоторого времени после смерти Йеошуа, последовавшей в 2516 года /1244 г. до н.э./ (Йеошуа 24:31, Раши; Бемидбар раба 3:7).


[1] В книге пророка Йехезкеля (см.), предсказавшего войну с Гогом из страны Магог, указывается, что Всевышний и прежде говорил об этой войне «через Своих слуг, пророков Израиля, пророчествовавших в те дни» (Йехезкель 38:17). Талмуд объясняет, что под этими древними пророками подразумеваются именно Эльдад и Мейдад (Санхедрин 17а).

с разрешения издательства Швут Ами


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»