Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не открывай любящему тебя никакой тайны, которую ты скрываешь от ненавистника, если только не испытал верность его любви многократно»Раби Йеуда а-Хасид, Сефер а-Хасидим 85
Эти пророки обладали личной скромностью. Поэтому Творец даровал им духовное величие.

Эльдад (אלדד; ум. не ранее 2516 г. /1244 г. до н.э./) — пророк, один из семидесяти старейшин Израиля, вождь колена Биньямина.

Родился в Египте, в колене Биньямина (см. Бемидбар 34:21; Бемидбар раба 15:19). Был надсмотрщиком над другими рабами-евреями и защищал их от египтян, за что угнетатели его избивали (Шмот 5:14, Раши; Раши, Бемидбар 11:16).

15 нисана 2448 года /1312 г. до н.э./ вышел из Египта вместе со всем народом Израиля, а 6 сивана стал свидетелем Синайского Откровения.

20 ияра 2449 года /1311 г. до н.э./ сыны Израиля отправились от горы Синай в страну Кнаан, а на следующий день Б-г повелел, чтобы в помощь Моше (см.), измученному постоянными жалобами и прихотями евреев, было избрано семьдесят старейшин (Бемидбар 11:16—17). Причем, согласно воле Творца, их следовало выбрать из тех надсмотрщиков, которые заступались за еврейских рабов в Египте, потому что эти люди уже доказали свою самоотверженную преданность сынам Израиля (Раши, Бемидбар 11:16). Моше взял семьдесят две записки: на семидесяти из них написал закен (старейшина), а две — оставил пустыми. Он смешал записки в специальном коробе и призвал к Шатру семьдесят двух бывших «надсмотрщиков» — по шести от колена. Они тянули жребий, и тому, кто вытаскивал записку с надписью, Моше говорил: «Тебя избрали с Небес». Однако и после того как каждый из присутствовавших вытянул свой жребий, в коробе осталось еще две записки с надписью «старейшина», потому что двое из внесенных в список — Эльдад и его товарищ Мейдад (см.) — не явились к Шатру (там же 11:24—26, Раши; Санхедрин 17а, Раши; Бемидбар раба 15:19). В Талмуде объяснено, что они обладали особой скромностью и считали, что недостойны такого величия. И Творец сказал: «Поскольку они преуменьшили свое значение, Я дам им величие» (Санхедрин 17а; Сифри, Беаалотха 95; Бемидбар раба 15:19). И когда Творец наделил собравшихся у Шатра старейшин духом пророчества, Эльдад и Мейдад начали пророчествовать прямо в стане (Бемидбар 11:26—27).

Эльдад говорил: «Моше умрет, а Йеошуа введет народ в землю». А затем они вдвоем предсказали, что в конце времен, когда сыны Израиля, возвратятся из изгнания на свою землю, грозный правитель Гог из страны Магог приведет на них войной все народы, но будет повержен Царем-Машиахом[1] (Таргум Йонатан, Бемидбар 11:26; Санхедрин 17а; Бемидбар раба 15:19).

Услышав эти пророчества, сын Моше, Гершом, прибежал к Шатру и сообщил об этом отцу. Тогда ближайший ученик Моше, Йеошуа бин Нун (см.), опасавшийся, что они изрекают ложные пророчества, попросил учителя: «Господин мой, Моше, останови их!» Но Моше ответил: «Не ревнуешь ли ты за меня?! Пусть бы весь народ стал пророками, если Б-г осенит их Своим духом!» (Бемидбар 11:27—29, Раши и Рамбан; Бемидбар раба 15:19).

И если остальные старейшины пророчествовали только в тот час, у Шатра Откровения, Эльдад и Мейдад сохранили свой пророческий дар на всю жизнь (Санхедрин 17а; Сифри, Беаалотха 95).

В 2488 году /1272 г. до н.э./, перед вступлением в Святую Землю, Эльдад был избран вождем своего колена (в Торе он назван — Элидад, сын Кислона; Бемидбар 34:21, Бааль аТурим). Он возглавлял колено Биньямина при завоевании и заселении Святой Земли (Бемидбар раба 15:19; Седер адорот 2406 и 2489).

Эльдад был среди тех старейшин, которым Йеошуа передал свои познания в Торе и которые встали во главе народа Израиля после его смерти, последовавшей в 2516 году /1244 г. до н.э./ (Йеошуа 24:31; Авот 1:1, Раши; Бемидбар раба 3:7). Умер вскоре после Йеошуа (Раши, Йеошуа 24:31).

Мейдад (מידד; ум. не ранее 2516 г. /1244 г. до н.э./) — пророк, один из семидесяти старейшин Израиля, вождь колена Эфраима.

Родился в Египте, в колене Эфраима (см. Бемидбар 34:24; Бемидбар раба 15:19). Был среди еврейских надсмотрщиков, которые заступались за своих собратьев, навлекая на себя гнев и побои египтян (Шмот 5:14, Раши; Раши, Бемидбар 11:16).

21 ияра 2449 года /1311 г. до н.э./ был избран одним из семидесяти старейшин Израиля, но вместе с Эльдадом (см.) не пришел к Шатру Откровения, полагая, что не достоин такого величия (Бемидбар 11:24—26; Санхедрин 17а). А когда Б-г наделил собравшихся у Шатра старейшин духом пророчества, Мейдад и Эльдад начали пророчествовать прямо в стане (Бемидбар 11:26). Мейдад предсказал, что возле стана приземлится огромная стая перепелов (Таргум Йонатан, Бемидбар 11:26). И действительно, в тот же день сильный ветер с моря принес огромные стаи обессиленных перелетом перепелов, которые упали на землю, покрыв стан на толщину около двух локтей, и сыны Израиля собирали их, насыщаясь мясом (Бемидбар 11:31—34).

Вместе с тем, Мейдад и Эльдад предрекли, что в конце времен сынам Израиля предстоит война против неисчислимого войска, собранного из многих народов и возглавляемого Гогом из страны Магог. Победа над этим собранием племен ознаменует окончательное освобождение сынов Израиля от ига других народов (Таргум Йонатан, Бемидбар 11:26; Санхедрин 17а; Бемидбар раба 15:19).

В отличие от большинства старейшин, Мейдад так же, как и Эльдад, сохранил пророческий дар на всю жизнь (Санхедрин 17а; Сифри, Беаалотха 95).

В 2488 году /1272 г. до н.э./ он был избран вождем своего колена (при перечислении вождей колен в Торе приведено его второе имя — Кемуэль, сын Шифтана; Бемидбар 34:24; Бемидбар раба 15:19). Он стоял во главе колена Эфраима при завоевании и заселении Святой Земли (Седер адорот 2406 и 2489).

Мейдад был среди старейшин, получивших знание сокровенных тайн Торы от Йеошуа бин Нуна (см.) (Авот 1:1, Раши). В числе других старейшин он возглавлял народ Израиля в течение некоторого времени после смерти Йеошуа, последовавшей в 2516 года /1244 г. до н.э./ (Йеошуа 24:31, Раши; Бемидбар раба 3:7).


[1] В книге пророка Йехезкеля (см.), предсказавшего войну с Гогом из страны Магог, указывается, что Всевышний и прежде говорил об этой войне «через Своих слуг, пророков Израиля, пророчествовавших в те дни» (Йехезкель 38:17). Талмуд объясняет, что под этими древними пророками подразумеваются именно Эльдад и Мейдад (Санхедрин 17а).

с разрешения издательства Швут Ами


Как объясняет рав дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель, благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением. Читать дальше

Браха 1

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Какое благословение говорят на шоколад?

Браха Губерман

По-настоящему мудрый человек не будет настаивать на своем мнении, если на чаше весов лежит репутация других людей. История о том, как внук одного из величайших раввинов нашего поколения решил полакомиться шоколадом...

Тайна восемнадцати благословений. Благословение первое

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Сравнив Всевышнего с кем или чем бы то ни было, мы неизбежно уподобимся малышу, лепечущему: "Всевышний – как мой ребе!". Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"

Тайна восемнадцати благословений. Благословение второе

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Не проще ли было сделать так, чтобы цветы росли без дождя, а человек рождался с запасом энергии на 120 лет? Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"