Из цикла «Хроника поколений», темы: Аарон, Моше, Амалек, Смерть, Александр Кац
В первый день следующего месяца ияра Моше направил из Кадеша посланников к царю Эдома с просьбой разрешить сынам Израиля пройти через его страну в Кнаан — по столбовой дороге, не отклоняясь ни вправо, ни влево. Но царь Эдома отказал в этой просьбе, выслав навстречу евреям войско, — и они отступили из Кадеша к горе Ор, также расположенной у рубежей Эдома (Бемидбар 20:14—23; Ягель либейну).
В ночь на первое ава 2487 года Б-г известил Моше о близкой смерти Аарона и поручил ему предупредить брата (Ялкут Шимони, Хукат 764). «Возьми Аарона и его сына Элазара, — повелел Б-г, — и возведи их на гору Ор. Сними с Аарона его одежды и облачи в них его сына Элазара. И Аарон умрет там» (Бемидбар 20:23—26;).
На рассвете Моше подошел к шатру Аарона и позвал его: «Аарон, брат!» По просьбе Моше они сели вместе изучать свиток Торы, обсуждая, каким образом Первый Человек, сотворенный в Ган Эдене, мог дойти до греха и привести в мир смерть. «Вот и я, который властвовал над ангелами, — сказал Моше, — и ты, который во время мора смог остановить смерть, тоже смертны. Сколько еще лет нам осталось жить?» «Может быть, двадцать», — сказал Аарон. «Меньше», — поправил его Моше. И он продолжил уменьшать оставшийся срок, пока речь не дошла до уже начавшегося дня. «Может быть, ты имеешь в виду меня?» — спросил Аарон. «Да, — ответил Моше и спросил: — Ты готов принять смерть?» «Да». «Так пойдем на гору» (Ялкут Шимони, Хукат 764).
На глазах всей общины Моше провел Аарона и его сына Элазара прямо на вершину горы (Бемидбар 20:27). Там они остановились рядом с пещерой, внутри которой был скальный выступ, подобный ложу (Ялкут Шимони, Хукат 764). Моше снял с Аарона одеяния первосвященника и облачил в них Элазара, а на Аарона надели заранее приготовленный тахрихим (саван) (Бемидбар 20:28; Раши и Рамбан, Бемидбар 20:26). «Войди в пещеру», — сказал ему Моше. Аарон вошел, лег на каменное ложе, протянул руки вдоль тела и закрыл глаза. В этот момент опустилась Шехина и «поцеловала» его (Ялкут Шимони, Хукат 764). «Блажен тот, кто умирает подобной смертью», — произнес Моше (Раши, Бемидбар 20:26). Он спустился с горы вместе с Элазаром, и весь народ Израиля оплакивал Аарона (Бемидбар 20:28—29, Таргум Йонатан).
В тот же день 1 ава на стан напали амалекитяне, которые пришли из города Арада, расположенного на юге страны Кнаан. Евреи в страхе бежали, а амалекитяне взяли пленных. Народ охватила такая паника, что люди решили возвратиться в Египет и отступали в течение трех дней. Тогда колено Моше — левиты, возревновавшие за Б-га, попытались остановить народ. В завязавшейся схватке левиты убили множество паникеров и силой заставили сынов Израиля вновь подойти к горе Ор (Бемидбар 21:1, Раши; ИТ, Йома 1:1; Сефер аяшар, Хукат; Раши, Дварим 10:6—7).
А в канун 9 ава сыны Израиля, как обычно в этот день, выкопали себе могилы — но наутро все встали живыми. Они подумали, что ошиблись в счете дней. Каждый вечер, до 14 ава, они ложились спать в вырытые могилы — пока не появилась полная луна. И тогда сыны Израиля поняли, что не ошиблись, — сорок лет скитаний подошли к концу, и день 15 ава стал для них праздником (ИТ, Таанит 4:7; Раши, Таанит 30б; Рашбам, Бава батра 121а).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?