Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Моше направляет эмиссаров к царю Эдома. Узнав о приближающейся смерти Аарона, лидер еврейского народа изучает с ним Тору.

В первый день следующего месяца ияра Моше направил из Кадеша посланников к царю Эдома с просьбой разрешить сынам Израиля пройти через его страну в Кнаан — по столбовой дороге, не отклоняясь ни вправо, ни влево. Но царь Эдома отказал в этой просьбе, выслав навстречу евреям войско, — и они отступили из Кадеша к горе Ор, также расположенной у рубежей Эдома (Бемидбар 20:14—23; Ягель либейну).

В ночь на первое ава 2487 года Б-г известил Моше о близкой смерти Аарона и поручил ему предупредить брата (Ялкут Шимони, Хукат 764). «Возьми Аарона и его сына Элазара, — повелел Б-г, — и возведи их на гору Ор. Сними с Аарона его одежды и облачи в них его сына Элазара. И Аарон умрет там» (Бемидбар 20:23—26;).

На рассвете Моше подошел к шатру Аарона и позвал его: «Аарон, брат!» По просьбе Моше они сели вместе изучать свиток Торы, обсуждая, каким образом Первый Человек, сотворенный в Ган Эдене, мог дойти до греха и привести в мир смерть. «Вот и я, который властвовал над ангелами, — сказал Моше, — и ты, который во время мора смог остановить смерть, тоже смертны. Сколько еще лет нам осталось жить?» «Может быть, двадцать», — сказал Аарон. «Меньше», — поправил его Моше. И он продолжил уменьшать оставшийся срок, пока речь не дошла до уже начавшегося дня. «Может быть, ты имеешь в виду меня?» — спросил Аарон. «Да, — ответил Моше и спросил: — Ты готов принять смерть?» «Да». «Так пойдем на гору» (Ялкут Шимони, Хукат 764).

На глазах всей общины Моше провел Аарона и его сына Элазара прямо на вершину горы (Бемидбар 20:27). Там они остановились рядом с пещерой, внутри которой был скальный выступ, подобный ложу (Ялкут Шимони, Хукат 764). Моше снял с Аарона одеяния первосвященника и облачил в них Элазара, а на Аарона надели заранее приготовленный тахрихим (саван) (Бемидбар 20:28; Раши и Рамбан, Бемидбар 20:26). «Войди в пещеру», — сказал ему Моше. Аарон вошел, лег на каменное ложе, протянул руки вдоль тела и закрыл глаза. В этот момент опустилась Шехина и «поцеловала» его (Ялкут Шимони, Хукат 764). «Блажен тот, кто умирает подобной смертью», — произнес Моше (Раши, Бемидбар 20:26). Он спустился с горы вместе с Элазаром, и весь народ Израиля оплакивал Аарона (Бемидбар 20:28—29, Таргум Йонатан).

В тот же день 1 ава на стан напали амалекитяне, которые пришли из города Арада, расположенного на юге страны Кнаан. Евреи в страхе бежали, а амалекитяне взяли пленных. Народ охватила такая паника, что люди решили возвратиться в Египет и отступали в течение трех дней. Тогда колено Моше — левиты, возревновавшие за Б-га, попытались остановить народ. В завязавшейся схватке левиты убили множество паникеров и силой заставили сынов Израиля вновь подойти к горе Ор (Бемидбар 21:1, Раши; ИТ, Йома 1:1; Сефер аяшар, Хукат; Раши, Дварим 10:6—7).

А в канун 9 ава сыны Израиля, как обычно в этот день, выкопали себе могилы — но наутро все встали живыми. Они подумали, что ошиблись в счете дней. Каждый вечер, до 14 ава, они ложились спать в вырытые могилы — пока не появилась полная луна. И тогда сыны Израиля поняли, что не ошиблись, — сорок лет скитаний подошли к концу, и день 15 ава стал для них праздником (ИТ, Таанит 4:7; Раши, Таанит 30б; Рашбам, Бава батра 121а).

с разрешения издательства Швут Ами


Ту биШват — 15 Швата — также называют «Новым годом деревьев». В чем суть этого дня и как это связано с деревьями? Каковы обычаи и традиции Ту биШват? Читать дальше

Ту биШват. Во славу Эрец Исраэль

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Поскольку в Ту би-Шват принято рассказывать о достоинствах Эрец Исраэль, приведем несколько высказываний наших мудрецов, восхваляющих ее.

Недельная глава «Бешалах». Ту БиШват – новый год деревьев

Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»

Человек сравнивается с деревом, как сказано «ибо человек — дерево полевое».

Молитва о прекрасном этроге

Редакция Толдот.ру

Ту би-Шват — Новый год деревьев, поэтому хорошо в этот день произнести в утренней молитве (но можно и позже) эти стихи и просьбы. Известно, что у ашкеназских мудрецов есть традиция: в Ту би-Шват следует молиться об этроге, перечисляя все его свойства, чтобы всем евреям достались хорошие и красивые этроги в Суккот.

Ту-бишват

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Новой год для фруктовых деревьев. Ту-Бишват — 15 число месяца шват

Ту биШват

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

15-е число месяца шват. Новый год деревьев. «Ту» — 15 (числовое значение буквы тет — 9, буквы вав — 6), «би-шват» — «в месяце шват».

Ту биШват. Как благословляют на плоды?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Поскольку в Ту би-Шват принято есть много разных плодов, следует внимательно изучить правила, согласно которым мы благословляем плоды до и после еды.

Ту биШват без насекомых

Рав Давид-Йеуда Вертлиб

Насекомые в пище, кроме того, что просто неприятны, еще и запрещены еврею Торой. Чаще всего местами их обитания являются свежие и сушеные ягоды и фрукты. А именно они — традиционное блюдо наступающего через неделю Ту биШвата. Как показывает опыт, простая проверка и мытье плода не всегда может уберечь от употребления в пищу насекомых. Представляем вам список указаний по проверке различных плодов, составленный равом Моше Вая, шлита, перевод рава Давида Вертлиба, 2013 год.

С Новым Годом!

Рав Натан Шустин