Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Война на стороне Эфиопии, работа царским советником, 10-летнее тюремное заключение... Неизвестные стороны биографии лидера еврейского народа.

2. Вдали от Египта

В 2387 году /1373 г. до н.э./ Моше присоединился к войску эфиопского царя Киканоса, которое осадило столицу Эфиопии, захваченную мятежниками: пока царь Киканос был в далеком военном походе, маг Билам, считавшийся его доверенным лицом, поднял в столице мятеж, и его избрали новым правителем. Билам сумел укрепить стены города и сделать их неприступными, поэтому осада продолжалась более девяти лет. Моше сражался отважно: в бою он был подобен могучему льву. Он стал любимцем царя Киканоса и всего войска, а затем и царским советником. В 2395 году /1365 г. до н.э./, после смерти Киканоса, Моше был избран царем страны — ему было тогда двадцать семь лет. Эфиопские воины трубили в горны и кричали ему: «Да здравствует царь!» А спустя неделю Моше повел войско на новый штурм и овладел столицей: в ходе битвы было убито тысяча сто мятежников, но Билам и два его сына сумели скрыться и бежать к фараону в Египет. В столице Моше возвели на трон, возложили на его голову царскую корону и отдали ему в жены царицу Адонию, вдову Киканоса. Но Моше не приближался к ней, поскольку знал древние предания о своем предке, праотце Аврааме (см.), сказавшему своему рабу: «Не бери моему сыну жены из дочерей кнаанцев» (Берешит 24:37). Да и праотец Ицхак (см.) сказал своему сыну Яакову: «Не женись на девушках Кнаана и не бери жены из потомков Хама» (ср. там же 28:1) — ведь потомки Хама были отданы навечно в рабы потомкам Шема (см.) и потомкам Йефета (Сефер аяшар, Шмот; Ялкут Шимони, Шмот 168; Седер адорот).

Вскоре восстали восточные племена, прежде платившие дань царю Эфиопии, и Моше отправился в военный поход. Его войско разбило мятежников, а затем покорило также страну Арам (Сефер аяшар, Шмот).

Моше оставался на престоле на протяжении сорока лет: все эти годы он не служил божествам этой страны и не приближался к царице. А в 2435 году /1325 г. до н.э./ царица Адония сумела убедить своих воевод и сановников, что на престоле не должен более находиться чужеземец, прибывший из Египта. В результате дворцового переворота воцарился ее старший сын от Киканоса по имени Манахрис. А Моше, которому к тому времени было шестьдесят семь лет, покинул страну. Этот «дворцовый переворот» был уготован Б-жественным Провидением, потому что уже приблизился срок избавления сынов Израиля, а для Моше была отведена в предстоящих событиях особая роль. Но пока он еще опасался возвращаться в Египет и поэтому отправился на северо-восток — в страну Мидьян[1] (Сефер аяшар, Шмот; Ялкут Шимони, Шмот 168; Седер адорот).

У одного из колодцев Моше встретил семерых дочерей мидьянского жреца Итро и помог им напоить скот, защитив их от других пастухов. В благодарность Итро пригласил Моше остановиться в своем доме (Шмот 2:15—21). Еще до того, как Моше явился в Мидьян, Итро, перепробовав все виды идолопоклонства, разочаровался в них и сказал своим соотечественникам: «До сегодняшнего дня я вам служил, но теперь состарился, найдите себе кого-нибудь другого» — и он вынес из своего дома всех идолов (Мехильта, Итро 1:1; Танхума, Шмот 11; Шмот раба 1:32; Зоар 2, 13б).

Но, когда Моше рассказал Итро о том, как бежал от фараона, а затем из Эфиопии, тот решил, что Моше очень опасный человек, и поместил его в темницу, которая была при его доме, чтобы погубить его там. Моше пробыл в заточении около десяти лет, и все это время одна из дочерей Итро, красавица Ципора, тайно приносила ему хлеб и воду. На десятый год, уступая просьбе Ципоры, Итро послал слуг проверить, жив ли еще Моше, а затем и выпустил его на свободу — к этому времени Моше уже исполнилось семьдесят семь лет (Таргум Йонатан, Шмот 2:21; Сефер аяшар, Шмот; Ялкут Шимони, Шмот 168; Сифри, Беаалотха 99).

После освобождения Моше, уединившись в саду за домом Итро, произнес благодарственную молитву. Завершив молитву, он заметил воткнутый в землю посох, на котором было высечено имя Всевышнего. Это был тот самый посох, с которым Первый Человек, Адам (см.), был изгнан из Ган Эдена. От Адама посох перешел к его ученику Ханоху (см.), от него — к Метушелаху (см.), а затем — к Ноаху (см.), который передал его своему сыну Шему. От потомков Шема посох перешел к праотцу Аврааму, а от него — к Ицхаку. С этим посохом праотец Яаков пришел в Египет, а затем передал его своему любимому сыну Йосефу (см.). После смерти Йосефа посох попал в руки Итро, который был тогда советником фараона. Покидая Египет, Итро унес посох с собой, а затем воткнул его у себя в саду, и посох прирос — и ни сам Итро, и никто другой не смогли более выдернуть его из земли. А Моше выдернул посох и взял себе (Пиркей дераби Элиэзер 40; Таргум Йонатан, Шмот 2:21; Сефер аяшар, Шмот; Ялкут Шимони, Шмот 168, 173).

Вскоре Итро выдал за Моше свою дочь Ципору (Шмот 2:21). Перед свадьбой Итро сказал Моше: «Мне известно, что когда Лаван отдал своих дочерей замуж за твоего предка Яакова, тот взял их без его ведома и бежал. Как бы и ты не поступил со мной так же, если я отдам тебе свою дочь!» Моше поклялся, что так не поступит, — и свадьба состоялась (Шмот раба 1:33). Ципора стала благочестивой женой, не уступавшей по своей праведности женам праотцев — Саре, Ривке, Рахели и Лее (Сефер аяшар, Шмот; Ялкут Шимони, Шмот 168; Седер адорот). У Моше и Ципоры родился сын, которого он назвал именем Гершом (גרשם — буквально «жил там») — в память о том, что в течение долгих лет «был пришельцем в чужой стране» (Шмот 2:22). Но Итро запретил им делать сыну обрезание, как это было принято у сынов Израиля (Таргум Йонатан, Шмот 4:24; Сефер аяшар, Шмот; Ялкут Шимони, Шмот 168; Седер адорот).


[1] По оценкам исследователей, страна Мидьян, в которой жил Итро, располагалась на восточном берегу Тростникового моря (Ям Суф) — южнее г. Акабы (Атлас Даат Микра с. 98).

с разрешения издательства Швут Ами


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.