Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.

Эфраим бен Йосеф (אפרים; род. в 2233 г. /1527г. до н.э./) — один из родоначальников народа Израиля.

Второй сын Йосефа (см.) и Аснат, приемной дочери верховного жреца г. Она. Йосеф назвал этого сына именем Эфраим, сказав: «Б-г сделал меня плодовитым (הִפְרַנִי — ифрани)…» (Берешит 41:50-52).

Йосеф обучал Эфраима и его старшего брата Менаше (см.) законам Б-га, которые воспринял от своего отца Яакова (см.) (Сефер аяшар, Микец).

А в 2238 году /1522 г. до н.э./, когда Эфраиму было пять лет, в Египет переселилась вся семья Яакова, обосновавшаяся на севере страны, в земле Гошен (Берешит 46:6, 47:11). Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от праотцев — Авраама (см.) и Ицхака (см.) (Танхума, Ваехи 6; Сефер аяшар, Ваехи; Седер адорот).

В 2255 году /1505 г. до н.э./, когда Яаков тяжело заболел, Эфраим и Менаше пришли к нему вместе со своим отцом Йосефом. Яаков, передав Йосефу право первородства, сказал ему: «Двое твоих сыновей, родившихся у тебя в земле Египта, — …они мои: Эфраим и Менаше, как Реувен (см.) и Шимон (см.), будут моими» (Берешит 48:5). Таким образом, в будущем, когда сыны Израиля возвратятся в Святую Землю, Эфраим и Менаше должны будут получить там такие же наделы, как и сыновья Яакова (Рамбан, Берешит 48:5—6).

А затем Яаков, почувствовав приближение смерти, благословил внуков, положив правую руку на голову младшего — Эфраима, а левую — на голову старшего, Менаше. А когда Йосеф попытался переместить его руки, подумав, что из-за слабости и слепоты отец просто перепутал внуков, Яаков объяснил ему, что потомки Эфраима достигнут большего величия — и, действительно, из колена Эфраима впоследствии вышел Йеошуа бин Нун (см.), под руководством которого сыны Израиля отвоевали Святую Землю (Берешит 48:1—19, Раши). Яаков также предсказал, что в будущем Эфраим и Менаше станут духовным образцом для всего народа Израиля, и все родители будут благословлять своих сыновей, говоря: «Весимха Элоким кеЭфраим вехиМенаше — Да сделает тебя Б-г подобным Эфраиму и Менаше» (Берешит 48:20).

У Эфраима было трое сыновей — Шутелах, Бехер и Тахан (Бемидбар 26:35; I Диврей аямим 7:20, Мальбим).

Продолжительность жизни и год смерти Эфраима неизвестны.

Его потомки составили одно из двенадцати колен народа Израиля.

В 2418 году /1342 г. до н.э./, за тридцать лет до исхода сынов Израиля из Египта, значительная часть потомков Эфраима под предводительством вождя этого колена по имени Игнон (или Гнон) бежала из рабства (Сефер аяшар, Шмот; Пиркей дераби Элиэзер 48; Седер адорот). В Талмуде рассказывается, что «сыны Эфраима высчитывали конец (египетского изгнания) и ошиблись» (Санхедрин 92б). А Раши поясняет: их ошибка заключалась в том, что они отсчитали четыреста лет изгнания, предсказанных Аврааму (см. Берешит 15:13), от самого времени предсказания, а не от рождения Ицхака (Раши, Санхедрин 92б). Беглецы достигли земли Кнаан, но были убиты филистимлянами у города Гата (I Диврей аямим 7:20-21, Таргум; Сефер аяшар, Шмот).

При выходе из Египта под руководством Моше (см.) в поредевшем колене Эфраима насчитывалось сорок тысяч пятьсот мужчин от двадцати лет и старше (Бемидбар 1:32—33). Из этого колена происходил ближайший ученик Моше, Йеошуа бин Нун (Бемидбар 13:8, 16) — он был внуком вождя колена Элишамы, сына Амиуда (см. там же 2:18), а Амиуд, в свою очередь, был праправнуком первенца Эфраима, Шутелаха (I Диврей аямим 7:22—27, Мальбим).

На стоянках в пустыне стан Эфраима, включавший в себя также колена Менаше и Биньямина, располагался к западу от Шатра Откровения (там же 2:18—22). Знамя этого колена было, как и у колена Менаше, цвета черного оникса, и на нем — изображение столицы Египта, а поверх — изображение быка, ведь в своем последнем благословении Моше сравнил колена потомков Йосефа с могучим быком (Бемидбар раба 2:7; р. Бхайе на Бемидбар 2:2).

При разделе святой земли колено Эфраима получило надел в центре страны — между коленами Менаше с севера и Биньямина с юга (см. Йеошуа 16:5—8).

Через полтора тысячелетия после изгнания десяти северных колен ассирийцами путешественник Эльдад Адани обнаружил потомков Эфраима и Менаше, живущих в горах недалеко от арабского города Мекка (Сефер Эльдад Адани; Хипус асерет ашватим).[1]

В соответствии с предсказаниями кабалистов, царь-машиах из потомков Йосефа (машиах бен-Йосеф), который возглавит народ Израиля в начальный период избавления, будет происходить именно из колена Эфраима — и он станет новым воплощением и исправлением души Игнона (Гнона), который вывел потомков Израиля из египетского рабства до срока (Седер адорот).


[1] Израильские исследователи р. Э. Авихаиль и Ш. Вейль считают, что живущие в Афганистане члены пуштунского племени Африди (или Эфриди) являются потомками колена Эфраима. «Во многих пуштунских семьях, — свидетельствует Ш. Вейль, — укоренились обычаи, имеющие явно еврейское происхождение: женщины соблюдают законы семейной чистоты, подобные описанным в Торе, действуют запреты на определенные виды пищи, близкие к законам кашрута, некоторые жители деревень носят амулеты, на которых написано Шма, Исраэль». Посетив одну из принадлежащих племени Африди деревень возле Кабула, исследователи убедились, что по пятницам многие женщины зажигают свечи и прячут их в углу дома, объясняя, что у них так делают из поколения в поколение. Вечером в пятницу к столу и подают виноградный сок, подобный вину, — и хотя исламский закон запрещает употребление вина, местные жители поясняют, что «это древняя традиция, которая должна быть соблюдена». Еврей из афганского города Герата Авраам Бенджамин также утверждает, что, согласно устной традиции этих мест, племя Африди происходит от «сынов Эфраима» и «представители старшего поколения не скрывают своего еврейского происхождения». Пуштуны, относящие себя к потомкам Юсуфа (т.е. Йосефа), живут и на севере Индии, в штате Кашмир (см. Э. Авихаиль, Шивтей Исраэль).

с разрешения издательства Швут Ами


Оглавление

Выбор еврейского имени [↑]

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?

Значение имени [↑]

Выбор имени для еврейского ребенка имеет огромное значение. Наши мудрецы говорят, что имя отражает сущность человека, его характер и судьбу. В Талмуде сказано, что в момент, когда родители нарекают новорожденного, их души посещает пророчество, небесная искра. Но даже при том, что Сам Всевышний дает нам подсказку, многим парам трудно определиться с выбором имени для младенца.

Как же правильно выбрать имя? Почему евреи не называют сына в честь отца? Можно ли назвать мальчика в честь бабушки или объявить его имя до Брит-милы (обрезания)?

Еврейские обычаи [↑]

В имени заложено не только будущее, но и прошлое. Ашкеназы традиционно дают имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного образуется некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового обладателя имени [другое объяснение: есть надежда на то, что ребёнок проявит все хорошие качества родственника, в честь которого он назван].

Как быть, если вы хотите назвать ребенка в честь ушедшего родственника, но кто-то из ныне здравствующей родни уже носит это имя? Ответ зависит от степени родства ребенка с потенциальным живым тезкой. Если это близкий родственник (кто-то из родителей, братьев-сестер или дедушек-бабушек), то лучше подыскать другое имя. Если же родственник дальний, то все в порядке.

У сефардов принято давать имя в честь живых, часто в честь дедушки. Это выводится из Талмуда (Шабат 134а), где говорится о ребенке, названном в честь раби Натана при жизни раби Натана.

В еврейском народе принято давать имена праведных людей из ТаНаХа (Тора, Пророки и Писания), например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.

Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима

Иногда имя выбирают в соответствии с праздником, во время которого родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.

Есть также обычай давать имена, встречающиеся в разделе Торы той недели, на которую приходится день рождения ребенка.

Как правило, мальчикам дают имя при обрезании на восьмой день, а девочкам — в первый Шабат после рождения, когда достают свиток Торы в синагоге [читайте на сайте материал про Чтение Торы].

Скрытый смысл [↑]

В святом языке имя — не просто набор букв, оно раскрывает сущность его обладателя.

Мидраш (Берешит Рабба 17:4) рассказывает, что первый человек, Адам, дал имена всем живым существам в соответствии с их сутью и предназначением. Предназначение осла, например, нести тяжелый материальный груз. Осел на иврите — «хамор». Это слово имеет тот же корень, что и слово «хомер» — «материя», «вещество».

Это же принцип применим и к людским именам. Лея [жена праотца Яакова. Прим.ред.] назвала своего четвертого сына Иегудой. Это имя — от корня, обозначающего «благодарность», а если в нем переставить буквы, то получится Святое Имя Всевышнего. Так Лея хотела выразить Ему особую благодарность (Берешит 29:35).

Эстер, имя героини Пурима, образовано от корня, обозначающего «сокрытие». Эстер была известна своей красотой, но её скрытая внутренняя красота превосходила внешнюю.

Еще один пример — популярное имя Ари, на иврите «лев». В еврейской литературе со львом сравнивается уверенный в себе, целеустремленный человек, который набрасывается на каждую возможность выполнить заповедь.

Бывают, конечно, и плохие имена. Вряд ли вы захотите назвать сына Нимрод, ведь оно — от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь.

Если вы хотите назвать мальчика в честь женщины, постарайтесь сохранить неизменным максимальное число букв. Например, Браха можно заменить на Барух, а Дина на Дан.

Еще несколько полезных правил [↑]

У многих из нас, кто хочет изменить своё имя на еврейское, возникает дополнительный вопрос — как «увязать» своё нееврейское имя с еврейским?

Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» это «Наоми» на иврите.

Некоторые выбирают ивритское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Виктор — Авигдор и т. д.

В любом случае, выбор имени — очень ответственный шаг, имя человека оказывает влияние на его судьбу и качества характера, и мы советуем обращаться с этим вопросом к вашему местному раввину…

Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое также привычно звучит на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя «для синагоги», а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство против ассимиляции.

Мидраш (Бемидбар Рабба 20:21) рассказывает, что евреи удостоились чудесного освобождения из египетского рабства отчасти и потому, что не переняли египетские обычаи, а продолжали давать детям еврейские имена.

Многие родители не хотят называть ребенка в честь родственника, который умер молодым или неестественной смертью, опасаясь, что несчастья могут «перейти» к новому обладателю имени. Раби Моше Файнштейн дает по этому поводу несколько рекомендаций.

Если человек умер молодым, но своей смертью, и оставил после себя детей, то это не считается плохим знаком, и ребенка можно назвать в его честь. Пророк Шмуэль и царь Шломо умерли в возрасте 52 лет, и их имена всегда были и остаются популярными в нашем народе, т.е. это уже не считается, что человек умер в молодости.

Если же человек умер от неестественных причин, то раби Файнштейн рекомендует немного изменить имя. Например, евреи называют сыновей именем Йешайа в честь пророка Йешаягу, который был убит.

Раби Яков Каменецкий считает, что переход от «молодости» к «старости» происходит в 60 лет. В Талмуде (Моэд Катан 28а) рассказывается, что когда раби Йосефу исполнилось 60 лет, он устроил празднование по случаю начала долголетия.

Вопреки распространенному мнению, не запрещается объявлять имя новорожденного до обрезания, хотя многие так не делают. В полной мере, однако, мальчик получает душу только во время Брит-милы, и поэтому в метафизическом смысле до этого момента не имеет имени. Это выводят из того, что Всевышний дал новое имя нашему праотцу Аврааму после Брит-милы, когда тот был в возрасте 99 лет (Зоар — Лех-Леха 93а, Таамей Минхагим 929).

Все звезды именами называет… [↑]

Царь Давид писал: «…Исчисляет количество звезд, всех их именами называет» (Теилим 147:4). С древних времен звезды завораживали людей. Они «намекают» на секреты мироздания и тайны будущего. Они указывают путь странникам, озадачивают астрономов и вдохновляют исследователей. В бескрайнем темном небе они кажутся совсем маленькими, а их количество не поддается исчислению; но все они значимы в глазах Всевышнего. «Всех их именами называет». У каждой звезды — свое особое предназначение, и все они разные, не похожи друг на друга.

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности.

И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Звезды выглядят крошечными точками в бескрайнем ночном небе, а наш народ кажется маленьким и незначительным среди миллиардов людей на земном шаре. Всевышний дает имя каждой звезде потому, что все они важны для Него и дороги Ему, и точно так же Он участвует в наречении имени каждому еврейскому ребенку. У каждого еврея свое предназначение, мицва (заповедь), к которой он имеет особый дар, и каждый из нас излучает свой неповторимый свет.

В конце времен любовь Всевышнего к Своим детям не будет вызывать сомнений. После Девятого Ава мы всегда читаем: «Поднимите глаза ваши в высоту небес и посмотрите: Кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их именами называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Йешаягу 40:26).

В конце времен все евреи вернутся в Иерусалим («никто не скроется»). Всевышний сочтет всех и даст каждому имя.

Порядок наречения имени [↑]

Итак, имя мальчику дают во время его обрезания.

У ашкеназских евреев, как указано выше, принято давать новорожденному имя покойного члена семьи, например, дедушки, дяди и т.д. — как бы увековечивая память об умершем. У сефардов, наоборот, имя ребенку дают в честь живущих.

Если родилась девочка, то ее имя в первый раз произносится над свитком Торы, к чтению которой вызывают ее отца.

После того как отрывок Торы прочитан, среди прочих благословений читаются два особых отрывка «Ми Шеберах» — за здоровье роженицы (жены вызванного к Торе) и новорожденного ребенка.

Если родился мальчик и он еще не обрезан — при чтении молитвы о его здоровье имени не называют. Если родилась девочка, то в этот момент она и получает свое имя.

Роженица благодарит Всевышнего за успешные роды и произносит благословение «аГомель»:

«Благословен Ты, Всевышний… за то что воздал мне добром».

Делается это в присутствии группы взрослых мужчин-евреев числом не менее десяти (см. материал про Миньян евреев).

Во время обрезания «аГомель» читается перед приглашенными на церемонию. Если же родилась девочка, то собирают специальный миньян мужчин в доме, или мать посещает синагогу в тот день, когда муж над свитком дает имя девочке. Отвечают на ее благословение женщины, присутствующие в женской части зала.

Отвечают на «аГомель» так:

«Амен. Кто воздал тебе добром, Тот и впредь будет воздавать тебе добром!»

Текст на иврите приведен в сидуре — сборнике еврейских молитв (см. «Чтение Торы»).

Читать дальше