Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ашер бен Яаков (אשר; 2198—2321 гг. /1562—1439 гг. до н.э./) — девятый сын праотца Яакова (см.), один из родоначальников народа Израиля.

Родился в Харане 20 швата 2198 года /1562 г. до н.э./; младший сын Зилпы, служанки Леи. Когда он родился, Лея воскликнула: «Это мое счастье (אשרי — ашри)!» — и она назвала ребенка Ашер (Берешит 30:12—13; Ялкут Шимони, Шмот 162; Седер адорот акацар).

Учился под руководством отца (Шмот раба 1:1).

Женился на Адун, правнучке Ишмаэля, сына праотца Авраама (см.). А когда Адун умерла бездетной, он взял в жены Адору, дочь Авимаэля, происходившего из рода Эвера (см.). Ашер удочерил дочь Адоры от предыдущего брака — Серах (Сефер аяшар, Вайешев; Седер адорот). У Ашера и Адоры родилось четыре сына, Имна, Ишва, Ишви и Бриа (Берешит 46:17).

Он участвовал во всех походах, сражениях и испытаниях, выпавших на долю сыновей Яакова.

Ашер бен Яаков умер в Египте в 2321 году /1439 г. до н.э./ в возрасте 123 лет (Ялкут Шимони, Шмот 162; Сефер аяшар, Шмот; Седер адорот акацар). Его останки были перенесены его коленом в Землю Израиля и погребены в городе Кадеш-Нафтали (Сефер аяшар, Йеошуа; Седер адорот).

Потомки Ашера составили одно из двенадцати колен народа Израиля. При выходе из Египта оно насчитывало сорок одну тысячу пятьсот мужчин от двадцати лет и старше (Бемидбар 2:27—28), а при подсчете перед вступлением в землю Израиля — пятьдесят три тысячи четыреста (там же 26:47). Это колено располагалось к северу от Шатра Откровения — рядом с потомками Дана (см.) и Нафтали (см.) (там же 2:25—31).

Знамя колена Ашера по цвету было подобно горящему оливковому маслу, и на нем — изображение оливкового дерева (Бемидбар раба 2:7; р. Бхайе, Бемидбар 2:2), ведь наш наставник Моше (см.) предрек: «Благословен среди сынов Ашер, …омывает в масле ноги свои» (Дварим 33:24). И, действительно, в наделе, полученном потомками Ашера в Святой Земле, производилось особенно много оливкового масла (Раши, Берешит 49:20).

При разделе Земли Израиля колено Ашера получило обширный надел в Западной Галилее (Йеошуа 19:24—31). Но потомки Ашера не смогли изгнать кнаанцев из Акко, Цидона и ряда других крупных городов своего надела и поселились среди них (Шофтим 1:31—32).

В 3205 году (555 г. до н.э.) колено Ашера было изгнано ассирийцами вместе с остальными северными коленами (Седер адорот акацар).

Еврейский путешественник Эльдад аДани утверждал, что часть изгнанников из колена Ашера поселилась в стране Куш (Эфиопия), где они вошли в состав еврейского государства, основанного коленом Дана (Сефер Эльдад аДани; Хипус асерет ашватим). А другой знаменитый еврейский путешественник Биньямин из Туделы обнаружил представителей колена Ашера в персидской провинции Нашпур, где они жили вместе с потомками Дана, Звулуна (см.) и Нафтали (Сефер амасаот).

с разрешения издательства Швут Ами


Дарование Торы стало ключевым событием не только еврейской, но и общемировой истории? Письменная Тора была переведена на древнегреческий и другие языки, а законы Торы и принципы иудаизма легли в основу мировых религий — христианства и ислама. Как результат, все человечество приняло новые ценности: Единобожие, добросердечие и взаимопомощь, запрет посягательства на чужую жизнь и имущество, неделя с выходным днем, запрет разврата и т.д. Читать дальше

Рассказы мудрецов о Даровании Торы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?

Недельная глава Итро

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Центральная глава рассказывает о даровании Торы на горе Синай. Ради этого и произошел выход из Египта.

Бахайская религия, сикхизм, ислам, христианство и иудаизм

Лоренс Келеман

Мы публикуем отрывок из книги Лоренса Келемана «Возможность получить» (Permission to Receive).

Машиах и геула

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.

Моше на горе Синай

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Период пребывания Моше на горе Синай был разбит на десятидневные отрезки. В каждый из них лидер еврейского народа обучался различным наукам, знание которых было необходимо для получения Торы.

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Устная Тора

Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»

Почему нужно повиноваться словам Мудрецов – ведь какими бы мудрецами и праведниками они ни были, они всего лишь люди?

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»