Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Знай, что можно кричать едва слышным шёпотом...»Раби Нахман из Бреслава
Биография выдающегося итальянского раввина, знатока Каббалы

Раби Иммануэль-Хай бар Авраам Рики (5448—5503 /1688—1743/ гг.) — выдающийся праведник и знаток сокровенного учения.

Родился пятнадцатого тамуза 5448 /1688/ года в итальянском городе Ферраре. Когда он был еще младенцем, семья переехала вглубь страны, в городок Реджо. В шестилетнем возрасте лишился отца. Когда юноше было девятнадцать лет, умер и его дядя р. Йедидия, в доме которого он воспитывался.

С тех пор р. Иммануэль Рики зарабатывал на хлеб трудом меламеда (учителя, обучающего детей азам Торы). В поисках работы ему приходилось много странствовать по Италии — основными вехами на его пути стали города на северо-востоке страны: Гориция, Венеция, Ченто, Фиренца и Реджо.

В городе Триесте, где он женился и осел на некоторое время, он написал свою первую книгу Маасе хошев (Изделие искусной работы), которая была издана в венецианской типографии в 5476 /1716/ году. В книге исследуется устройство Скинии Завета — переносного Храма в пустыне, а также описываются одеяния коэнов и первосвященника.

В годы своих скитаний р. Рики вел исключительно благочестивый образ жизни: например, он постился в будние дни недели, а ел только в праздники и шабаты (такого обычая он придерживался и в дальнейшем, в течение двух десятилетий). Его сокровенной целью было изучение кабалы, и поэтому во всех еврейских общинах, которые он посещал, он искал наставника тайных знаний. В награду за страстное стремление к глубинам Торы ему было даровано откровение: подобно великому Аризалю (см.), он удостоился того, что к нему явился небесный посланник, пророк Элияу, и обучал его кабале. В предисловии к одному из своих более поздних кабалистических сочинений р. Рики писал по этому поводу: «Впервые Всевышний удостоил меня встречи с пророком Элияу в тот год, когда я написал книгу Маасе хошев, и тогда я попросил пророка разъяснить мне одно из трудных мест в книге Зоар» (Праким бетолдот Исраэль ч. 2).

В 5477 /1717/ году р. Рики стал раввином города Гориции, расположенного в провинции Фриули, на самом севере Италии (веком раньше общину этого города возглавлял р. Иссахар-Бер Айленбург, автор книги Беер шева). В Гориции р. Рики написал книгу Хошев махшавот (Думу думающий), включающую его комментарии на Писание и на агадот — талмудические притчи (книга была издана в Амстердаме в 5492 /1732/ г.).

Уже в 5478 /1718/ году р. Рики оставил свое раввинское кресло — увлекаемый непреодолимым стремлением к постижению тайн Торы, он направился в мировую столицу кабалы г. Цфат. Здесь ему стали доступны многочисленные рукописи р. Хаима Виталя (см.), содержащие учение Аризаля (см.).

В 5480 /1720/ году в Цфате вспыхнула эпидемия, жертвой которой стала дочь р. Рики. Спасаясь от свирепствующего мора, р. Рики вместе с женой и двумя уцелевшими сыновьями взошел на корабль, отходящий в Италию. В первый день месяца хешван 5480 /1720/ года их корабль был захвачен пиратами. Сорок дней р. Рики и его семья провели в лагере невольников в Триполи, на северном побережье Африки, а затем они были выкуплены из плена.

Р. Рики сошел на итальянский берег в порту Ливорно — и вскоре он был избран на пост раввина в общине Фиренцы, одного из тех городков, где он в юности был меламедом. В Ференце он работал над своим основным произведением — трактатом Мишнат хасидим (Учение благочестивых). В систематической форме он изложил основные идеи и принципы кабалы, следуя концепциям Аризаля. Книга включала три основных раздела: Оламот (Миры), Каванот (Медитации) и Нешамот (Души).

Этот трактат, изданный в Ливорно 5487 /1727/ году, оказал выдающееся влияние на развитие хасидского движения в Восточной Европе, став одним из его духовных знамен.

После четырехлетнего пребывания в Ференце р. Рики отправился в путешествие по странам диаспоры: он издавал свои книги и распространял их. Преодолев многочисленные опасности, он побывал даже в далеком Лондоне, посетил крупнейшие еврейские общины Османской империи Измир, Салоники и Стамбул, два года прожил в сирийском городе Халебе (Алеппо) и, наконец, в элуле 5497 /1737/ года вновь ступил на Святую Землю. Он поселился в Йерушалаиме и, купив один из полуразрушенных домов, отстроил его. В этом доме он открыл свою ешиву Хаверим макшивим (Внимающие друзья), в которой обучал учеников сокровенным разделам Торы. Своим благочестивым образом жизни он произвел столь глубокое впечатление на иерусалимских евреев, что его стали называть в городе просто Ацадик (Этот праведник).

Спустя три года, в поисках средств для ешивы, Ацадик вернулся в Ливорно, где местные богачи обещали ему поддержку. Здесь, в 5502 /1742/ году, он издал свою новую книгу Адерет Элияу (Мантия Элияу), содержащую его респонсы и хидушим (аналитические заметки) к Талмуду.

Во время этого пребывания в Ливорно р. Рики завязал дружеские отношения с выдающимся кабалистом р. Хаимом Ибн Атаром (Ор ахаим; см.) который как раз отправлялся со своими учениками в Йерушалаим. По взаимному согласию, Ибн Атар временно, до возвращения хозяина из Италии, открыл свою ешиву в иерусалимском доме, отстроенном р. Рики.

В первый день месяца адар 5503 /1743/ года на обратном пути на Святую Землю р. Иммануэль Рики был убит разбойниками недалеко от города Реджо, в котором прошло его детство.

Четыре вооруженных разбойника ограбили его, а затем попытались принудить его есть свинину — и когда им это не удалось, зарубили его мечом. Через шесть дней после происшедшей трагедии евреи из города Модена обнаружили тело праведника, совершенно нетронутое разложением. В кармане его одежды был найден маленький сидур (молитвенник), а в нем — листок бумаги, на котором был подробно записан сон, увиденный им еще в Йерушалаиме: ему приснилось, что он погибнет вне Земли Израиля от рук разбойников, освятив своей смертью Имя Всевышнего. В том вещем сне ему было также сообщено, что в нем проходит свое очередное воплощение душа выдающегося мудреца эпохи Мишны раби Йеуды бен Бавы (см.), погибшего от рук римлян в освящение Имени Б-га.

Тело р. Рики погребли в Ченто, одном из тех городов, где он был меламедом в юности.

Весть о гибели р. Рики достигла Йерушалаима через пять месяцев — точно в тот день, когда в святом городе умер его друг, р. Хаим Ибн Атар. Ешива р. Хаима Ибн Атара, основанная им в иерусалимском доме р. Рики, просуществовала еще несколько десятков лет. Впоследствии в этом же помещении основали свой дом учения ученики Виленского Гаона (см.), направленные им в святой город.


Понятия работы и заработка обычно воспринимаются как причина и следствие — работа порождает заработок. Однако с точки зрения иудаизма это не совсем так! Читать дальше

Тора и бизнес. Торговля, бизнес и работа в еврейские полупраздники

Рав Шауль Вагшал

В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.

Законы полупраздничных дней Суккот. Суббота в «холь амоэд»

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.

Тора и бизнес. Собственный интерес и интересы других людей

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

При устройстве на работу в частную компанию можно воспользоваться «блатом». Однако в госструктурах эта практика неприменима. Если есть несколько претендентов на одну и ту же должность, можно продолжать претендовать на ее, если переговоры с потенциальным кандидатом еще не завершились.

Тора и бизнес. Частный бизнес и запрет на уединение

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Тора запрещает мужчине и женщине, которые не состоят в браке, уединяться в закрытом помещении. Это распространяется на начальника и секретаршу, а также на многие другие случаи, часто встречающиеся в современных учреждениях.

Заповеди справедливости в отношениях между работником и работодателем

Рав Арье Кармель

...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.

Тора и бизнес. Суббота и бизнес

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Суббота — день абсолютного покоя. Запрещено обсуждать бытовые и финансовые вопросы и планировать действия, которые будут произведены в будни. Более того, нельзя побуждать неевреев делать работу вместо евреев.

Тора и бизнес. Плата за выполненную работу

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Зарплата должна быть перечислена работнику в указанный срок. Тора запрещает затягивать срок выплаты. Это распространяется и на внесение платы за съем квартиры или помещения для бизнеса.

Тора и бизнес. Деловое партнерство и проценты.

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

При совместном ведении бизнеса часто возникают ситуации, при которой та или другая сторона получает прибыль с процентами. Чтобы этого избежать, консультируйтесь с раввинами и пользуйтесь разрешенными схемами сотрудничества.