Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Он помог еврейской общине расплатиться с кредиторами, но его собственный сын был жестоко убит. Биография великого раввина и прославленного кабалиста

Раби Йом-Тов бар Исраэль-Яаков Аль-Гази (Маарит Аль-Гази; 5487—5562 /1727—1802/ гг.) — выдающийся законоучитель и кабалист, Ришон леЦион (глава иерусалимской общины).

Его отец, р. Исраэль-Яаков Аль-Гази (5440-5516 /1680-1756/ гг.), возглавлял иерусалимскую ешиву кабалистов Бейт Эль, а с 5515 /1755/ по 5516 /1756/ год был главным раввином святого города.

Изучал Тору у отца. Занимался в ешиве Бейт Эль под руководством р. Сар-Шалома Шараби (см.). Его близким другом и соратником по совместному исследованию сокровенных разделов Торы был р. Хаим-Йосеф-Давид Азулай (рабейну Хида; см.).

По завершении периода ученичества р. Йом-Тов стал даяном (судьей), а затем и главой раввинского суда святого города. В 5533 /1773/ году был избран на пост главного раввина Йерушалаима и получил почетный титул Ришон леЦион (Первый в Сионе).

В 5537 /1777/ году, после смерти р. Сар-Шалома Шараби, р. Йом-Тов Аль-Гази возглавил и ешиву Бейт Эль. В течение двадцати пяти лет он носил почетное звание рав ахасидим (глава благочестивых), присваиваемое старейшине кабалистов святого города.

Около 5540 /1780/ года р. Йом-Тов в качестве главного раввина Йерушалаима совершил длительное путешествие по странам диаспоры, собирая средства на нужды своей общины. Он побывал в Стамбуле, Белграде, во многих городах Италии, Франции, Голландии, Германии и даже Польши.

Выдающиеся мудрецы Европы были поражены его познаниями в талмудическом законодательстве и в кабале. Р. Моше Софер (Хатам Софер; см.), познакомившийся с р. Аль-Гази во время его пребывания во Франкфурте на Майне, называл его «великим человеком» и «гаоном мирового масштаба» (Предисловие к книге Алахот йом-тов).

В 5554 /1794/ году вышли в свет две книги р. Аль-Гази, содержащие его алахические исследования: трактат Алахот йом-тов (Законы праздников) был издан в итальянском городе Ливорно, а трактат Симхат йом-тов (Радость праздников) — в Стамбуле. Эти книги еще более способствовали возрастанию его авторитета по всей диаспоре.

В 5555 /1795/ году, в возрасте шестидесяти восьми лет, ему вновь пришлось выехать в Стамбул для сбора пожертвований, поскольку общины Йерушалаима и Хеврона не могли расплатиться с ссудами, взятыми под высокие проценты у богачей-мусульман.

Несколько месяцев спустя, возвратившись с необходимой суммой, р. Йом-Тов узнал, что арабы, вымогая деньги, забили насмерть его сына, р. Яакова Аль-Гази, который был одним из руководителей общины Хеврона. Р. Йом-Тов воспитал детей погибшего в своем доме (Везэ шаар ашамаим с. 173).

Р. Йом-Тов Аль-Гази умер второго адара, в первый месяц адар високосного 5562 /1802/ года. Он похоронен на Масличной горе, рядом с могилами отца и своего наставника р. Сар-Шалома Шараби.

В 5603 /1843/ году в Йерушалаиме был издан сборник его трудов Кдушат йом-тов (Святость праздника), включающий и его многочисленные респонсы.

с разрешения издательства Швут Ами


9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше

История еврейского народа 33. Разрушение Храма

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Cмысл изгнаний

Рав Берл Набутовский

Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.