Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Раввин, Деньги, Иерусалим, Ссуда, Жестокость, Рав Александр Кац
Раби Йом-Тов бар Исраэль-Яаков Аль-Гази (Маарит Аль-Гази; 5487—5562 /1727—1802/ гг.) — выдающийся законоучитель и кабалист, Ришон леЦион (глава иерусалимской общины).
Его отец, р. Исраэль-Яаков Аль-Гази (5440-5516 /1680-1756/ гг.), возглавлял иерусалимскую ешиву кабалистов Бейт Эль, а с 5515 /1755/ по 5516 /1756/ год был главным раввином святого города.
Изучал Тору у отца. Занимался в ешиве Бейт Эль под руководством р. Сар-Шалома Шараби (см.). Его близким другом и соратником по совместному исследованию сокровенных разделов Торы был р. Хаим-Йосеф-Давид Азулай (рабейну Хида; см.).
По завершении периода ученичества р. Йом-Тов стал даяном (судьей), а затем и главой раввинского суда святого города. В 5533 /1773/ году был избран на пост главного раввина Йерушалаима и получил почетный титул Ришон леЦион (Первый в Сионе).
В 5537 /1777/ году, после смерти р. Сар-Шалома Шараби, р. Йом-Тов Аль-Гази возглавил и ешиву Бейт Эль. В течение двадцати пяти лет он носил почетное звание рав ахасидим (глава благочестивых), присваиваемое старейшине кабалистов святого города.
Около 5540 /1780/ года р. Йом-Тов в качестве главного раввина Йерушалаима совершил длительное путешествие по странам диаспоры, собирая средства на нужды своей общины. Он побывал в Стамбуле, Белграде, во многих городах Италии, Франции, Голландии, Германии и даже Польши.
Выдающиеся мудрецы Европы были поражены его познаниями в талмудическом законодательстве и в кабале. Р. Моше Софер (Хатам Софер; см.), познакомившийся с р. Аль-Гази во время его пребывания во Франкфурте на Майне, называл его «великим человеком» и «гаоном мирового масштаба» (Предисловие к книге Алахот йом-тов).
В 5554 /1794/ году вышли в свет две книги р. Аль-Гази, содержащие его алахические исследования: трактат Алахот йом-тов (Законы праздников) был издан в итальянском городе Ливорно, а трактат Симхат йом-тов (Радость праздников) — в Стамбуле. Эти книги еще более способствовали возрастанию его авторитета по всей диаспоре.
В 5555 /1795/ году, в возрасте шестидесяти восьми лет, ему вновь пришлось выехать в Стамбул для сбора пожертвований, поскольку общины Йерушалаима и Хеврона не могли расплатиться с ссудами, взятыми под высокие проценты у богачей-мусульман.
Несколько месяцев спустя, возвратившись с необходимой суммой, р. Йом-Тов узнал, что арабы, вымогая деньги, забили насмерть его сына, р. Яакова Аль-Гази, который был одним из руководителей общины Хеврона. Р. Йом-Тов воспитал детей погибшего в своем доме (Везэ шаар ашамаим с. 173).
Р. Йом-Тов Аль-Гази умер второго адара, в первый месяц адар високосного 5562 /1802/ года. Он похоронен на Масличной горе, рядом с могилами отца и своего наставника р. Сар-Шалома Шараби.
В 5603 /1843/ году в Йерушалаиме был издан сборник его трудов Кдушат йом-тов (Святость праздника), включающий и его многочисленные респонсы.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?