Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тот, кто чувствует себя уверенно в этом мире, чужак на небесах. И наоборот»Рабби Иехиэль-Михл из Злочева
Он помог еврейской общине расплатиться с кредиторами, но его собственный сын был жестоко убит. Биография великого раввина и прославленного кабалиста

Раби Йом-Тов бар Исраэль-Яаков Аль-Гази (Маарит Аль-Гази; 5487—5562 /1727—1802/ гг.) — выдающийся законоучитель и кабалист, Ришон леЦион (глава иерусалимской общины).

Его отец, р. Исраэль-Яаков Аль-Гази (5440-5516 /1680-1756/ гг.), возглавлял иерусалимскую ешиву кабалистов Бейт Эль, а с 5515 /1755/ по 5516 /1756/ год был главным раввином святого города.

Изучал Тору у отца. Занимался в ешиве Бейт Эль под руководством р. Сар-Шалома Шараби (см.). Его близким другом и соратником по совместному исследованию сокровенных разделов Торы был р. Хаим-Йосеф-Давид Азулай (рабейну Хида; см.).

По завершении периода ученичества р. Йом-Тов стал даяном (судьей), а затем и главой раввинского суда святого города. В 5533 /1773/ году был избран на пост главного раввина Йерушалаима и получил почетный титул Ришон леЦион (Первый в Сионе).

В 5537 /1777/ году, после смерти р. Сар-Шалома Шараби, р. Йом-Тов Аль-Гази возглавил и ешиву Бейт Эль. В течение двадцати пяти лет он носил почетное звание рав ахасидим (глава благочестивых), присваиваемое старейшине кабалистов святого города.

Около 5540 /1780/ года р. Йом-Тов в качестве главного раввина Йерушалаима совершил длительное путешествие по странам диаспоры, собирая средства на нужды своей общины. Он побывал в Стамбуле, Белграде, во многих городах Италии, Франции, Голландии, Германии и даже Польши.

Выдающиеся мудрецы Европы были поражены его познаниями в талмудическом законодательстве и в кабале. Р. Моше Софер (Хатам Софер; см.), познакомившийся с р. Аль-Гази во время его пребывания во Франкфурте на Майне, называл его «великим человеком» и «гаоном мирового масштаба» (Предисловие к книге Алахот йом-тов).

В 5554 /1794/ году вышли в свет две книги р. Аль-Гази, содержащие его алахические исследования: трактат Алахот йом-тов (Законы праздников) был издан в итальянском городе Ливорно, а трактат Симхат йом-тов (Радость праздников) — в Стамбуле. Эти книги еще более способствовали возрастанию его авторитета по всей диаспоре.

В 5555 /1795/ году, в возрасте шестидесяти восьми лет, ему вновь пришлось выехать в Стамбул для сбора пожертвований, поскольку общины Йерушалаима и Хеврона не могли расплатиться с ссудами, взятыми под высокие проценты у богачей-мусульман.

Несколько месяцев спустя, возвратившись с необходимой суммой, р. Йом-Тов узнал, что арабы, вымогая деньги, забили насмерть его сына, р. Яакова Аль-Гази, который был одним из руководителей общины Хеврона. Р. Йом-Тов воспитал детей погибшего в своем доме (Везэ шаар ашамаим с. 173).

Р. Йом-Тов Аль-Гази умер второго адара, в первый месяц адар високосного 5562 /1802/ года. Он похоронен на Масличной горе, рядом с могилами отца и своего наставника р. Сар-Шалома Шараби.

В 5603 /1843/ году в Йерушалаиме был издан сборник его трудов Кдушат йом-тов (Святость праздника), включающий и его многочисленные респонсы.

с разрешения издательства Швут Ами


Тора содержит учение Б-га о морали и Его воззрение на этот мир. Тора была дана еврейскому народу на горе Синай; это событие означало рождение народа Израиля как нации, обладающей определенной целью. Поэтому Тору можно назвать конституцией еврейского народа. Читать дальше

Чтобы понять и постичь 16. Что такое Тора?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения

Крылья для полета

Рав Моше Пантелят

Почему человек не может «насытиться» и ощутить покой? Потому что кормит свою душу не тем, что она просит.

Назад к… свету, или кому темно в средневековье?

Рав Пинхас Перлов

Нет человека, который не испытывал бы ностальгии по школьным годам, озаренным волшебным светом детства и юности.

Избранные комментарии на главу Шлах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Разведчики, которых Моше отправил в землю Ханаанскую, не были рядовыми членами общины. Однако они не справились с возложенной миссией и даже попытались сместить Моше и Аарона.

Изучение Торы

Рав Реувен Пятигорский

Заповедь обучить сына Торе и соблюдению заповедей возлагается на отца. Если он не владеет предметом, можно нанять педагога или отправить ребенка в подходящее учебное заведение. Число учеников в «хедере» не должно превышать 25-и.

О свинине и свастике

Исраэль Бен Давид

Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.

Алаха и Технология работают вместе

Сайт evrey.com

Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских законов…

Избранные комментарии на главы Вайелех-Аазину

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Бесконечная цепь 5. Текст Торы и его каббалистическое понимание

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Как видно из сказанного выше, была приложена масса усилий для того, чтобы в текст Торы не могли проникнуть изменения

Избранные комментарии на главу Дварим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Перед своей смертью Моше должен был передать народу Израиля много важных постановлений. В каждом из них выражена безграничная любовь Б-га к нам.

Избранные комментарии на главу Беаалотха

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Смертным не дано понять волю Всевышнего. Процесс шествия евреев по пустыне был тому подтверждением.

Избранные комментарии на главу Пинхас

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.