Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Он был учеником Магида из Межирича. Он организовал первый хасидский миньян в белорусском городе Карлине, из которого выросло многотысячное движение. Биография религиозного лидера и чудотворца.

Раби Аарон бар Яаков Перлов из Карлина (р. Аарон Агадоль; 5496—5532 /1736—1772/ гг.) — основатель карлин-столинской хасидской династии.

Родился на юге Белоруссии, в городе Пинске, стоящем на берегу р. Припяти.

Рассказывают, что его родители, цадик нистар (скрытый праведник) р. Яаков из Пинска и ребецин Перл, в течение долгих лет оставались бездетными, а затем, благодаря благословению р. Исраэля Бааль-Шем-Това (Бешта), у них родился сын, названный Аароном (Гдолей Руссия).

Был одним из ближайших учеников Магида из Межирича.

Когда однажды у р. Аарона спросили, чему он научился у Магида, он сказал «Ничему», а затем пояснил: «Я научился у него понимать смысл небытия. Я понял, что “я” — ничто, и, несмотря на это, я — это я. “Ничто” — это именно то, чему я научился у Магида».

В 5520 /1760/ году р. Аарон организовал первый хасидский миньян (молитвенное собрание) в белорусском городке Карлине, возле Пинска.

Р. Аарон стремился обратить сердца своих последователей к Творцу: не менее часа в день его хасиды посвящали глубокому духовному самоуглублению (итбоненут). Один день в неделю они проводили в полном уединении: в посте, сосредоточенном размышлении и созерцании — чтобы через самопознание приблизиться к познанию Всевышнего.

Благодаря его влиянию хасидская община в Карлине быстро росла, а вскоре ему удалось создать подобные же группы в самом Пинске и даже в Шклове — одной из главных цитаделей миснагдим (противников хасидизма).

Влияние р. Аарона из Карлина было столь значительным, что в Литве и Белоруссии всех хасидов стали называть «карлинерами», а в документах российской администрации последователи Бешта еще долго значились «каролинами».

Признавая его исключительное значение в распространении хасидского учения, в среде хасидов р. Аарона называли «Аарон Агадоль» (Аарон Великий). По свидетельству учеников, он обладал такой силой обращать людей к Б-гу, что практически лишал их свободы выбора.

Р. Аарон из Карлина умер в возрасте тридцати шести лет, девятнадцатого нисана 5532 /1772/ года — еще при жизни своего наставника, Магида из Межирича.

Рассказывается, что перед своим последним Песахом р. Аарон гостил у Магида. В канун праздника он собрался возвратиться к себе, в Карлин, но Магид послал учеников, чтобы те отговорили его. Но когда р. Аарон обратился к самому Магиду, тот ответил: «Я не стану тебя удерживать, если тебе необходимо, поезжай с миром!». Но как только р. Аарон ушел, Магид вновь послал вдогонку учеников, и те вернули его с пути. Так повторялось несколько раз, но поскольку Магид ничего определенного объяснить не мог, р. Аарон в конце концов все-таки отбыл в Карлин. И как только он переступил порог своего дома, его хватил удар, — три дня спустя он скончался. Хасиды говорили, что он «сгорел от внутреннего Б-жественного огня».

В том же месяце нисан 5532 /1772/ года раввинский суд Вильно вынес «великий херем», отлучающий всех последователей хасидизма от еврейской общины. Многие миньяны, созданные р. Аароном из Карлина, были разогнаны, а обнаруженные хасидские сочинения сожжены. Позднее некоторые из его учеников вместе с группой, возглавляемой р. Менахемом-Мендлом из Витебска, «поднялись» на Землю Израиля и поселились в Тверии.

Учеников р. Аарона Великого, оставшихся в Белоруссии, сумел объединить его сын р. Ашер Перлов (5525—5587 /1765—1826/ гг), который поселился в г. Столине, расположенном южнее Карлина, — с тех пор это направление хасидизма стало называться «карлин-столинским». Продолжателем династии стал внук р. Аарона Великого, р. Аарон Перлов (АдморАзакен; 5562—5632 /1802—1872/ гг.), под руководством которого движение значительно расширилось.

Духовное наследие р. Аарона Великого отражено в составленной его внуком книге Бейт Аарон (Дом Аарона).

с разрешения издательства Швут Ами


Воровство и грабеж входят в число самых тяжких грехов, разрушающих общество. Воровать и грабить запрещено даже для того, чтобы только расстроить, проучить или попугать ближнего, а потом сразу же вернуть ему имущество. Различные виды обмана, мошенничества и выманивания также отнесены к категориям воровства или грабежа Читать дальше

Запрет кражи

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Воровство — это не только взлом магазина под покровом ночи или путешествие в чужой карман. Под это определение подпадет также уклонение от налогов и пошлин, невыплата долгов и даже небрежность при охране чужого имущества. Всё, что вы хотели знать о воровстве.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Кдошим

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Книга заповедей. Заповеди «делай»: 231-240

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»

О похоронах, О рабах, Об ущербах

Ссуда под проценты 2

Рав Бенцион Меламед,
из цикла «Ссуда под проценты»

Тора запрещает и одалживать под проценты, и брать под проценты, то есть и ростовщик, и его клиент нарушают запрет Торы

Восьмая заповедь. Не обкрадывай себя

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

Заповедь "не укради" в нашем цивилизованном мире давно трансформировалась в другую заповедь - "не попадайся"

Ссуда под проценты 1

Рав Бенцион Меламед,
из цикла «Ссуда под проценты»

Пишет Рамбам в книге «Яд Хазака» в законах «дающего в долг и одалживающего»: «Тора запрещает и одалживать под проценты, и брать под проценты, то есть и ростовщик, и его клиент нарушают запрет Торы». (перек 4).

Тора и бизнес. Не брать закон в свои руки

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Товар, который был взят в руки, и за который были внесены деньги, считается приобретенным. Покупатель не может самолично вернуть товар продавцу и потребовать возврат уплаченной суммы.

Истоки Устного Закона. Цель раввинского законодательства.

Хаим Шиммель,
из цикла «Истоки устного закона»

"Цель гзерот - предотвратить нарушение заповедей, а цель таканот - укрепление и развитие четырёх основ: религии, семьи, национального сознания, общества"

Урок упования. Четыре вида

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»

Тора и бизнес. Взять в долг без согласия владельца

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Нельзя брать чужие вещи без согласия владельца. Такая ситуация классифицируется Торой как воровство. Если в прошлом владелец многократно давал разрешение на пользование этой вещью, ее можно взять при соблюдении нескольких условий.

Тора и бизнес. Случайная подмена предметов или одежды

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Нельзя пользоваться чужой собственностью, не имея на это специального разрешения. Если человек по ошибке взял чужую вещь, он должен прекратить ее эксплуатацию с того момента, как выяснится ошибка.

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.