Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Он был учеником Магида из Межирича. Он организовал первый хасидский миньян в белорусском городе Карлине, из которого выросло многотысячное движение. Биография религиозного лидера и чудотворца.

Раби Аарон бар Яаков Перлов из Карлина (р. Аарон Агадоль; 5496—5532 /1736—1772/ гг.) — основатель карлин-столинской хасидской династии.

Родился на юге Белоруссии, в городе Пинске, стоящем на берегу р. Припяти.

Рассказывают, что его родители, цадик нистар (скрытый праведник) р. Яаков из Пинска и ребецин Перл, в течение долгих лет оставались бездетными, а затем, благодаря благословению р. Исраэля Бааль-Шем-Това (Бешта), у них родился сын, названный Аароном (Гдолей Руссия).

Был одним из ближайших учеников Магида из Межирича.

Когда однажды у р. Аарона спросили, чему он научился у Магида, он сказал «Ничему», а затем пояснил: «Я научился у него понимать смысл небытия. Я понял, что “я” — ничто, и, несмотря на это, я — это я. “Ничто” — это именно то, чему я научился у Магида».

В 5520 /1760/ году р. Аарон организовал первый хасидский миньян (молитвенное собрание) в белорусском городке Карлине, возле Пинска.

Р. Аарон стремился обратить сердца своих последователей к Творцу: не менее часа в день его хасиды посвящали глубокому духовному самоуглублению (итбоненут). Один день в неделю они проводили в полном уединении: в посте, сосредоточенном размышлении и созерцании — чтобы через самопознание приблизиться к познанию Всевышнего.

Благодаря его влиянию хасидская община в Карлине быстро росла, а вскоре ему удалось создать подобные же группы в самом Пинске и даже в Шклове — одной из главных цитаделей миснагдим (противников хасидизма).

Влияние р. Аарона из Карлина было столь значительным, что в Литве и Белоруссии всех хасидов стали называть «карлинерами», а в документах российской администрации последователи Бешта еще долго значились «каролинами».

Признавая его исключительное значение в распространении хасидского учения, в среде хасидов р. Аарона называли «Аарон Агадоль» (Аарон Великий). По свидетельству учеников, он обладал такой силой обращать людей к Б-гу, что практически лишал их свободы выбора.

Р. Аарон из Карлина умер в возрасте тридцати шести лет, девятнадцатого нисана 5532 /1772/ года — еще при жизни своего наставника, Магида из Межирича.

Рассказывается, что перед своим последним Песахом р. Аарон гостил у Магида. В канун праздника он собрался возвратиться к себе, в Карлин, но Магид послал учеников, чтобы те отговорили его. Но когда р. Аарон обратился к самому Магиду, тот ответил: «Я не стану тебя удерживать, если тебе необходимо, поезжай с миром!». Но как только р. Аарон ушел, Магид вновь послал вдогонку учеников, и те вернули его с пути. Так повторялось несколько раз, но поскольку Магид ничего определенного объяснить не мог, р. Аарон в конце концов все-таки отбыл в Карлин. И как только он переступил порог своего дома, его хватил удар, — три дня спустя он скончался. Хасиды говорили, что он «сгорел от внутреннего Б-жественного огня».

В том же месяце нисан 5532 /1772/ года раввинский суд Вильно вынес «великий херем», отлучающий всех последователей хасидизма от еврейской общины. Многие миньяны, созданные р. Аароном из Карлина, были разогнаны, а обнаруженные хасидские сочинения сожжены. Позднее некоторые из его учеников вместе с группой, возглавляемой р. Менахемом-Мендлом из Витебска, «поднялись» на Землю Израиля и поселились в Тверии.

Учеников р. Аарона Великого, оставшихся в Белоруссии, сумел объединить его сын р. Ашер Перлов (5525—5587 /1765—1826/ гг), который поселился в г. Столине, расположенном южнее Карлина, — с тех пор это направление хасидизма стало называться «карлин-столинским». Продолжателем династии стал внук р. Аарона Великого, р. Аарон Перлов (АдморАзакен; 5562—5632 /1802—1872/ гг.), под руководством которого движение значительно расширилось.

Духовное наследие р. Аарона Великого отражено в составленной его внуком книге Бейт Аарон (Дом Аарона).

с разрешения издательства Швут Ами


В недельной главе «Мишпатим» излагаются законы взаимоотношений между людьми в обществе: виды и размеры ущербов, законы о статусе рабов, о наказаниях за воровство и многие другие. Читать дальше

Недельная глава Мишпатим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Мишпатим

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мишпатим

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Законы, определяющие как взаимоотношения между человеком и его ближним, так и жизнь общины в целом.

Недельная глава Мишпатим

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

На тему недельной главы. Мишпатим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Отчаяние без разума!» — лишь тот, кто теряет разум, позволяет отчаянию победить себя! Потому и слова Талмуда «Даже если человек сказал, что потерял надежду, все равно это не отчаяние!» можно понимать иносказательно: даже если человек на словах проявляет слабость и говорит, что потерял надежду, все равно не верьте ему: в сердце своем он хранит веру и преодолеет отчаяние!