Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Известнейший раввин из Бриска (Брест-Литовска), 1853—1918.

Выдающийся талмудист, крупнейший учитель и подвижник Торы в Восточной Европе. Сын раби Йосефа Дова Соловейчика (1820-1892), тоже Брестского раввина, гаона своего поколения. Как и отец, несколько лет преподавал в знаменитой Воложинской ешиве. Прославился как крупнейший ученый-аналитик, много сделавший для распространения талмудических знаний в еврейском народе и воспитавший ряд серьезных учеников, которые способствовали развитию ешив уже на Святой земле. Его рукописи и уроки, записанные учениками, составили известный сборник «Хидушей рабейну Хаим Алеви». Сын раби Хаима, раби Ицхак Зеев Соловейчик (1889—1959), продолжил начинания отца, посвятив свою жизнь преподаванию Торы — сначала в Бриске, потом в Иерусалиме.

Одной из самых удивительных черт раби Хаима была его готовность помогать всем, кто обращался к нему за помощью. Его дом всегда был полон людьми, приходящими к нему за советом, а то и просто живущими там по несколько дней. Двери дома не закрывались, печь на кухне не гасилась. Об этом качестве Брестского раввина рассказывается во многих историях. И во всех он выглядит как человек, озабоченный конкретной помощью, а не разговорами вокруг таковой. Вот один из рассказов. С началом Первой мировой войны Брест, прифронтовой город, наполнился тысячами еврейских беженцев, вынужденных покинуть свои местечки и городки. Люди остались без крова, без копейки денег, буквально без куска хлеба. Горожане, под руководством своего раввина, помогали несчастным, но их силы были на исходе. Состоялось большое заседание раввинов, на котором решался вопрос сбора денег в Америке. Один из ученых людей выступил с заявлением, что надо позаботиться и о духовных запросах беженцев: «На хлеб мы им собираем. А кто-нибудь подумал, есть ли у них хоть пара тфилин?» Драматическое выступление оборвал рав Хаим Соловейчик: «Вам предоставляется возможность уже утром пойти в синагогу и дать свой тфилин каждому желающему. Но попробуйте накормить людей двумя кусками хлеба».


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»