Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Он был 11-летним мальчиком, но крупные раввины вставали в его честь. Он долго не соглашался на эмиграцию, но репрессивный советский режим вынудил его переехать в США. Его влияние на иудаизм сохранилось и после смерти.

Раби Моше бен Давид. Один из самых авторитетных раввинов нашего столетия. Родился в Белоруссии 7 адара 1895 года, в день рождения Моше-Рабейну (в честь которого получил свое имя). Скончался в Нью-Йорке в 1986 году, где в течение 49-ти лет руководил ешивой «Тиферет Йерушалаим». О способностях в изучении Торы, проявленных им уже в детстве, рассказывает такой эпизод. Однажды он вошел в синагогу, когда в ней происходило заседание важных раввинов. Мальчик хотел взять книгу, и вдруг — все раввины встали со своих мест. Он оглянулся, думая, что ученые приветствуют кого-то другого, вошедшего вслед за ним, но сзади никого не было. Оказалось, раввины приветствовали его! Вернее, в его лице — Тору, которую учил мальчик 11-ти лет.

Семья раби Моше испытала и казацкие погромы и лишения при большевиках. Через многие годы на вопрос, почему он долго не соглашался на эмиграцию, раби Моше ответил: «Я был единственным раввином на многие сотни верст вокруг Любани (под Минском) и поэтому чувствовал, что моя обязанность — оказывать духовную помощь местным евреям, а также евреям многих окрестных местечек». Его биограф пишет: «Он согласился уехать в Америку лишь тогда, когда увидел, что иной возможности выжить у него нет». Читаем в его биографии: «В 1938 году в Нью-Йорке состоялась встреча между двумя великими учителями — раби Моше Файнштейном и раби Эльхананом Вассерманом, который приехал в Нью-Йорк, чтобы организовать сбор средств для своей ешивы. Раби Моше сказал, что есть люди, возмущенные тем, что он оставил на произвол судьбы евреев России. На это раби Эльханан заметил, что страна, в которой запрещено упоминать Имя Всевышнего, по закону Торы имеет особый статус — подобный статусу отхожего места в доме. Нельзя ни от кого требовать, чтобы он провел всю свою жизнь в подобном помещении».

Раби Моше — автор многих выдающихся трудов: «Диброт Моше» — на трактаты Талмуда, «Игрот Моше» и др.


Что такое вера? И если Иудаизм — это вера, то надо просто верить — сказать себе, что я верю и всё, или — это что-то сверхъестественное, чего нам не понять? Читать дальше

Верю, потому что разумно!

Рав Моше Пантелят

Если вера — это чувство, можно ли приказать чувству? Разве можно человеку приказать любить?

Иудаизм о вере

Рав Эльхонон-Буним Вассерман

Рав Эльхонон Вассерман об отношении иудаизма к вере и безверию

Мир верующего

Рав Шломо Вольбе

События Шестидневной войны заставили многих светских евреев задуматься и начать интересоваться своими корнями, искать ответы на сложные вопросы в еврейской традиции. В государстве Израиль впервые началось массовое движение тшувы. Предлагаемая вашему вниманию книга представляет собой собрание газетных статей и лекций рава Шломо Вольбе, благословенна память о праведнике, адресованных офицерам, жителям кибуцев и ученикам первых ешив для «баалей тшува»1. Сборник был опубликован анонимно, как и все остальные труды рава Вольбе, кроме «Алей Шур». Первоначально книга называлась «Бейн шешет ла-асор» — «Между шестью и десятью». Это первый перевод книги на русский язык, сделанный специально для журнала «Мир Торы»

Первая заповедь

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

Что на самом деле произошло у горы Синай?

Основные принципы еврейской веры

Рав Цви Вассерман

Лекция, прочитанная на подпольном семинаре в Ленинграде в 1980 г.

Израиль и человечество 3. Цикличность: зависимость от Всевышнего и собственная значимость

Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»

Точно так же, как ребенок стремится освободиться от взрослых, но возвращается к зависимости, терпя провал, цивилизованный человек пытается освободиться от Б-га до тех пор, пока неудачами неминуемо не будет возвращен к исходной точке. Подобно тому, как чередование зависимости и независимости ведет к более высокому уровню понимания и зрелости отдельной личности, поднимающаяся спираль человеческого развития ведет к более высокому уровню Б-госознания. Эти три этапа познания формируют основу чередующейся схемы зависимости и независимости, которая характеризует историю человечества в целом.

Средство достижения успеха

Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к тебе»

Что скрыто под маской?

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Если все исходит от Б-га, если весь мир отражает Его волю, то имеет ли смысл деятельность человека, все, что он совершает в этом мире?