Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Он был 11-летним мальчиком, но крупные раввины вставали в его честь. Он долго не соглашался на эмиграцию, но репрессивный советский режим вынудил его переехать в США. Его влияние на иудаизм сохранилось и после смерти.

Раби Моше бен Давид. Один из самых авторитетных раввинов нашего столетия. Родился в Белоруссии 7 адара 1895 года, в день рождения Моше-Рабейну (в честь которого получил свое имя). Скончался в Нью-Йорке в 1986 году, где в течение 49-ти лет руководил ешивой «Тиферет Йерушалаим». О способностях в изучении Торы, проявленных им уже в детстве, рассказывает такой эпизод. Однажды он вошел в синагогу, когда в ней происходило заседание важных раввинов. Мальчик хотел взять книгу, и вдруг — все раввины встали со своих мест. Он оглянулся, думая, что ученые приветствуют кого-то другого, вошедшего вслед за ним, но сзади никого не было. Оказалось, раввины приветствовали его! Вернее, в его лице — Тору, которую учил мальчик 11-ти лет.

Семья раби Моше испытала и казацкие погромы и лишения при большевиках. Через многие годы на вопрос, почему он долго не соглашался на эмиграцию, раби Моше ответил: «Я был единственным раввином на многие сотни верст вокруг Любани (под Минском) и поэтому чувствовал, что моя обязанность — оказывать духовную помощь местным евреям, а также евреям многих окрестных местечек». Его биограф пишет: «Он согласился уехать в Америку лишь тогда, когда увидел, что иной возможности выжить у него нет». Читаем в его биографии: «В 1938 году в Нью-Йорке состоялась встреча между двумя великими учителями — раби Моше Файнштейном и раби Эльхананом Вассерманом, который приехал в Нью-Йорк, чтобы организовать сбор средств для своей ешивы. Раби Моше сказал, что есть люди, возмущенные тем, что он оставил на произвол судьбы евреев России. На это раби Эльханан заметил, что страна, в которой запрещено упоминать Имя Всевышнего, по закону Торы имеет особый статус — подобный статусу отхожего места в доме. Нельзя ни от кого требовать, чтобы он провел всю свою жизнь в подобном помещении».

Раби Моше — автор многих выдающихся трудов: «Диброт Моше» — на трактаты Талмуда, «Игрот Моше» и др.


Роковые события в конце XIX — XX вв. привели к разрушению традиционного уклада еврейской жизни, массовому отходу от Торы и, как следствие, к стремительной ассимиляции сотен тысяч евреев. Но в наше время и в израильском обществе, и в странах диаспоры начало нарастать движение тшувы, которое быстро приобрело массовый характер. С распадом СССР тшува захватила и русскоязычных евреев. Читать дальше

Наивность хороших людей

Журнал «Мир Торы»

Еврейская традиция включает в себя не только знание различных еврейских книг, правильное понимание и выполнение законов, в них записанных, но и принадлежность к еврейской общине

Два хасида и гуру

Переводчик Виктория Ходосевич

В душе каждого еврея живет пинтэле йид, особая искра, которая никогда не гаснет. Как бы далеко ни отошел еврей, сбившийся с пути, как бы громко ни отвергал свое еврейство, как бы ни отворачивался со стыдом от своей еврейской души — пинтэле йид всегда жива и готова вновь стать огнем. Но у каждого еврея есть и «помощники», которые изо всех сил стараются этому помешать. Иногда это страх, иногда — эгоизм, иногда — самодовольство.

Тьма перед рассветом 7. Раби Акива

Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»

Катастрофа и возвышение через страдание

Вечность Торы

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Отрывок из книги «Пламя не спалит тебя»

Религиозная светскость

Журнал «Мир Торы»

Ни Земля Израиля, ни язык, ни общие беды — ничто на свете не способно объединить евреев всего мира в единый народ, кроме Торы. Все остальное в еврейской истории проистекает из того, что сообщает еврею Тора, и без Торы сразу теряет очевидность. Еврей, который не живет по Торе, является евреем лишь потенциально.

Директор цирка

Даниэль Шевелевич

Борух-Айзик Соловьев выбрал для себя нетипичную специальность. Он хотел стать не инженером, не врачом, не адвокатом... а циркачом. Полная событиями биография еврея, ставшего директором Московского цирка.

Новогодний оливье и немного нежно

Браха Губерман

Пока я восстанавливала придушенные новостью основные инстинкты, мой редактор неспешно рассказывал о том, что 1 января назвал новогодним днем римский император Юлий Цезарь. Это по его высочайшему повелению январю дали имя двуликого римского бога Януса.

Пламя не спалит тебя. Эрец-Исраэль в ожидании своего народа - заключение

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»

Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера