Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Чернобыль — это не только печальной памяти АЭС, но и центр еврейской жизни. Основатель чернобыльского хасидского двора значительную часть времени проводил в странствиях инкогнито, помогая обездоленным собратьям.

Раби Менахем-Нахум бар Цви-Гирш Тверский (Магид из Чернобыля; 5490-5558 /1730-1797/ гг.) — ученик р. Исраэля Бааль-Шем-Това (Бешта; см.) и Магида из Межирича (см.); основатель чернобыльской хасидской династии.

Осиротел в раннем детстве. Учился в одной из ешив Литвы.

Женившись, работал меламедом на Волыни. Углубленно изучал кабалистические концепции Аризаля (см.) и вел аскетический образ жизни: дважды в неделю постился, завернувшись во вретище, и каждую полночь просыпался, чтобы оплакивать разрушенный Храм (Гдолей Русия).

Но р. Нахум не был удовлетворен подобным путем служения. «Наши глаза видят, — впоследствии писал он, — сколько изучающих Тору людей поднаторели в головоломных рассуждениях, однако все еще далеки от трепета перед Б-гом и от подлинного служения, их дурное влечение по-прежнему цело и невредимо…» (Меор эйнаим, Итро).

Услышав про Бааль-Шем-Това, р. Нахум отправился к нему в Меджибож. Дорога из Волыни в Подолию заняла около двух месяцев: в каждом городке р. Нахум выступал в синагоге — гонорар за выступления шел на путевые расходы (Сарей амеа 3:15).

Р. Нахум стал одним из ближайших учеников Бешта. После смерти Бешта, последовавшей в 5520 /1760/ году, он продолжил обучение у Магида из Межирича. Из всех учеников Магида р. Нахум был особенно близок с выдающимся праведником р. Леви-Ицхаком из Бердичева (см.).

По завершении периода ученичества р. Нахум избрал призвание странствующего магида (проповедника) — он переходил из города в город, распространяя учение своих наставников.

Существуют свидетельства, что в своих странствиях он добирался даже до Литвы, где миснагдим (противники хасидизма) не раз сгоняли его с кафедры, а порой и провожали щедрыми тумаками (Гдолей Русия).

Впоследствии р. Нахум стал постоянным магидом в общине г. Чернобыля, севернее Киева. Однако значительную часть времени он по-прежнему проводил в странствиях, собирая деньги для выкупа евреев-должников из долговых тюрем, на приданное бедным невестам и другие благотворительные нужды.

Рассказывают: узнав, что в одном из отдаленных местечек нет миквы, а местные евреи не могут собрать необходимых для ее строительства средств, р. Нахум нашел богача, который согласился предоставить для этой цели триста рублей — на условии, что к нему перейдет доля р. Нахума в Будущем мире. Свой поступок р. Нахум объяснил так: «В Торе сказано: “Люби Г-спода, своего Б-га, всем своим сердцем, и всей своей душой, и всем своим достоянием” (Дварим 6:5). Раши комментирует: “Всем своим достоянием” — значит человек должен, если это потребуется, пожертвовать ради Всевышнего всем своим имуществом». Эти слова Торы мы произносим дважды в день при чтении «Шма» — и я всегда думал: как может выполнить это повеление подобный мне человек, у которого нет ни гроша? Но теперь, если кто-то готов заплатить за мой удел в Будущем мире, этот удел превращается в настоящую материальную ценность, и, безусловно, я обязан продать это свое единственное имущество, чтобы выполнить приказ «Возлюби Г-спода… всем своим достоянием» (Сарей амеа 3:15; Гдолей Русия).

Уже став одним их общепризнанных лидеров хасидизма, р. Нахум жил по-прежнему в крайней бедности.

По свидетельству современников, «всю жизнь он прожил в комнате, площадь которой составляла четыре локтя на четыре локтя». На зиму у него с женой была одна старая овечья бекеша на двоих: рано утром жена спешила в ней на базар, чтобы закупить все необходимое на день, а затем р. Нахум отправлялся в ней в дом учения.

В отличие от многих хасидских ребе, р. Нахум никогда не принимал пидьёнот (приносимые хасидами дары). У него под рукой всегда был обширный список нуждающихся, включавший сотни семей из разных городов и местечек, — и когда богатый хасид приносил свой щедрый пидьён, р. Нахум отправлял его к одной из нуждающихся семей, говоря: «В заслугу этого дара ты удостоишься избавления».

А когда его поклонники решили в складчину купить для него новый просторный дом, удобную мебель и одежду, р. Нахум наотрез отказался, заявив, что «не позволит лишить его хасидута (благочестия)». Он пояснил: «В Талмуде говорится: “Тот, кто хочет стать благочестивым (хасидом), должен выполнять сказанное в трактате Авот” (Бава кама 30а). А в трактате Авот сказано: “Вот путь к Торе: хлеб с солью ешь и воду в меру пей, спи на земле, живи жизнью полной лишений и трудись над познанием Торы” (Авот 6:4). И не написано: “Вот один из путей к Торе”, но “Вот путь…” — один-единственный, другого не существует!» (Сарей амеа 3:15; Гдолей адорот).

С особенным трепетом р. Нахум выполнял заповеди, связанные с Землей Израиля.

По свидетельству близких к нему людей, в дни праздника Суккот он задолго до рассвета брал в руки этрог — плод, служащий напоминанием о святой земле предков, — целовал его и стоял, с нетерпением вглядываясь в горизонт, чтобы сразу же с наступлением нового дня благословить «четыре вида растений» (Гдолей адорот). А когда, в соответствии с требованием российской администрации, каждый еврей должен был получить фамилию, р. Нахум избрал для своей семьи фамилию «Тверский» — в честь города Тверии, расположенного на берегу озера Кинерет. В течение долгих лет р. Нахум, обходя пороги богачей, собирал крупные суммы на поддержку тверийской общины (Гдолей Русия).

Духовное наследие Магида из Чернобыля отражено в его книгах Меор эйнаим (Свет очей) и Исмах лев (Возрадуется сердце).

В этих сочинениях, ставших основополагающими книгами хасидизма, приведены многочисленные высказывания наставников р. Нахума — Бешта и Магида из Межирича. В предисловии к книге Меор эйнаим р. Леви-Ицхак из Бердичева написал, что «каждое слово в ней — это слово Б-га Живого».

Р. Менахем-Нахум Тверский, Магид из Чернобыля, был призван в Небесную Ешиву одиннадцатого хешвана 5558 /1797/ года.

Он явился основателем чернобыльской хасидской династии, которую продолжили его сын и ученик р. Мордехай Тверский из Чернобыля (5530-5597 /1770-1837/ гг.; см.) и его внук р. Аарон Тверский из Чернобыля (5544—5632 /1784—1871/ гг.; см.).

с разрешения издательства Швут Ами


Как взвешивают серебро и золото на весах, чтобы различить между легким и тяжелым, так же мудрый человек взвешивает на весах разума, чтобы различить ложь и правду. Читать дальше

Пути праведников. Ложь

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Ложь, даже безвредная, ненавистна пред Всевышним.

Береги свою речь. Позорящие слова — правда и ложь

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Даже прекрасная правда порой может быть ядовитым злословием.

Речь, пророчество и пустословие

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Функция речи аналогична функции размножения: в нижнем мире тело производит на свет потомство, физическое существо в образе ребенка. У высшего мира, головы, другая «продукция» — слова, речь. Если дети — это внешнее проявление жизнедеятельности родительского тела, то слова — внешнее выражение мыслительной деятельности говорящего.

Девятая заповедь. «Искорени зло из своей среды»

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

"Не отзывайся о своем ближнем ложным свидетельством".

Неудачная покупка

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Существуют ситуации, при которых не стоит говорить людям правду. Например, если приятель сделал неудачную, на наш взгляд, покупку, которой он сам чрезвычайно доволен. С другой стороны, если заранее можно предотвратить приобретение дорогой или некачественной вещи, необходимо предупредить приятеля.

Береги свою речь. Не верьте злословию!

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

В наш век сплетня, которая была повторена многократно, воспринимается как непреложный факт. Галаха запрещает верить злословию, даже такому, которое укоренилось в обществе.

Синайское откровение - Десять заповедей

Рав Цви Вассерман

Лекция, прочитанная на подпольном семинаре в Ленинграде в 1980 г.

Тора и бизнес. Запрет обмана

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.