Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Хасидизм, Александр Кац, Судить в лучшую сторону
Раби Мешулам-Файбиш бар Аарон-Моше Алеви Геллер (р. Мешулам-Файбиш из Зебаржа; умер в 5555 /1795/ г.) — праведник и кабалист; один из первых выдающихся идеологов хасидизма.
Происходил из рода знаменитого краковского раввина Йом-Това Геллера (см.), автора книги Тосафот Йом-Тов (Добавления Йом-Това).
Учился у р. Дова-Бера (Магида из Межирича; см.), а затем — у р. Йехиэля-Михла из Злочева (см.).
Хасиды рассказывают, что р. Мешулам-Файбиш имел обыкновение называть каждого человека «цадиком» (праведником) и стремился увидеть в каждом, даже в закоренелом грешнике, лучшую сторону.
Всю свою жизнь р. Мешулам-Файбиш провел в крайней бедности. Однажды зажиточный хасид подарил ему дорогую шапку, отороченную шелком, и р. Мешулам-Файбиш очень ее берег. Однако не прошло много времени, как шапку украли, — ведь дом р. Мешулама-Файбиша всегда был полон самыми разношерстными посетителями. И когда к нему вновь пришел подаривший шапку хасид, р. Мешулам-Файбиш признался ему, что «какой-то праведник, у которого, вероятно, не было своей шапки, забрал подаренную». «Какой же он праведник?! — возмутился хасид. — Ведь в нашей святой Торе написано: “Не кради!” (Шмот 20:13)». «Ну что я могу поделать? — вздохнул в ответ р. Мешулам-Файбиш. — Конечно он праведник! Ведь ясно сказано у пророка (Йешая 60:21): “А народ твой — все праведники!”. Следовательно, и этот человек — праведник!» (Гдолей адорот).
В своей книге Дерехэмет (Путь истины) р. Мешулам-Файбиш изложил основы хасидского учения — в оригинальной интерпретации, воспринятой им от р. Дова-Бера, Магида из Межирича.
В чеканных словесных формулах он запечатлел глубочайшие идеи кабалы, связанные с духовным предназначением человека в сотворенной Вселенной.
«Сотворение неба и земли, — писал он, — представляло собой как бы облачение “небытия” в материальные “одежды” и являлось нисхождением с высшего, духовного, уровня реальности на более низкий. А праведник в своем служении освобождается от материального облачения и, непрестанно размышляя о Б-ге, осознает Творца в Его “самости”, в состоянии “небытия” — как бы до сотворения мира. В своем сознании он возвращается из сотворенного мира к “небытию”, и такое восхождение с низшего уровня реальности на высший — даже большее чудо, чем само сотворение мира… И я слышал из святых уст Магида из Межирича, что Вселенная сотворена лишь ради этого — не ради материальности, но только ради того, чтобы праведный человек мог вернуться к своему истоку и “прилепиться” к Творцу» (Дерех эмет).
Он учил, что в своем духовном служении человек, стремящийся «прилепиться» к Всевышнему, должен пройти через некое «второе рождение» — переходное состояние, подобное «небытию, предшествовавшему сотворению мира». «Как брошенное в землю семя не сможет превратиться в росток, пока не перестанет существовать в качестве семени, — пояснял он, — …так и человек: если он стремится к близости с Б-гом, ему необходимо в своем сознании вернуться к состоянию мира до сотворения, и тогда Всевышний, да будет Он благословен, как бы сотворит его заново, и он станет подобен мощно бьющему роднику и могучей реке, воды которой не пресекаются» (там же).
В последующих поколениях книга Дерех эмет приобрела статус одного из самых аутентичных и авторитетных источников хасидской традиции.
Р. Мешулам-Файбиш Геллер был призван в Небесную Ешиву двадцатого кислева 5555 /1795/ года.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
Браха Губерман
Жизнь рабейну Тама, величайшего мудреца и раввина
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Христианские реформаторы и их отношение к евреям
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Михаил Френкель,
из цикла «История евреев Стамбула»
Жители еврейского квартала постоянно страдали от издевательств
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Папы сдерживали толпу от антиеврейских выступлений, намереваясь, таким образом, привести евреев к добровольному крещению