Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Польша, Тосафот, Алия, Рав Александр Кац, Италия
Раби Иссахар-Бер бар Исраэль-Лейзер Айленбург (Беер шева; 5310-5383 /1550-1623/ гг.) — комментатор Талмуда.
Родился в г. Познани. Учился у духовных лидеров еврейских общин Польши — р. Йеуды-Ливы (Маараля из Праги; см.), р. Мордехая Яфе (Бааль Алевушим; см.) и р. Йеошуа Фалька (Приша ведриша; см.).
Был раввином и главой суда в городке Гориции, расположенном на севере Италии, а затем — раввином всей области Фриули-Джулия, в которую входил этот город. Существует свидетельство, что к 5372 /1612/ году он, вернувшись в Польшу, вновь поселился в Познани — рядом со своим наставником р. Мордехаем Яфе.
Р. Иссахар-Бер Айленберг составил комментарий к тем трактатам Талмуда, которые не прокомментировали в свое время авторы Тосафот. Ему удалось воспроизвести не только стиль тосафистов, но и возродить их методы исследования и анализа. Более того, и в своих законодательных выводах автор проявил независимость, свойственную подлинным авторам Тосафот: в ряде случаев он решительно оспаривает мнения величайших законоучителей прошлых поколений — ришоним.
Книга получила название Беер шева (Колодец семи) — в ознаменование семи частей, из которых она состоит. Первые три части — «Тосафот» на трактаты Орайот, Тамид и Критот; к ним он присовокупил свои хидушим (аналитические заметки) на трактаты Сота, Санхедрин (глава Хелек) и Хулин; а седьмую часть составили респонсы — ответы на алахические вопросы, присылаемые ему из разных концов диаспоры. Книга вышла в свет в Венеции в 5374 /1614/ году — с рекомендательными предисловиями Маараля из Праги и р. Мордехая Яфе.
Благодаря этой книге имя р. Айленбурга стало широко известно, и он приобрел высочайший авторитет законоучителя, признаваемый во всем еврейском мире. В 5381 /1621/ году община Цфата пригласила его стать раввином этого города.
Умер в г. Аустерлице, по пути на Святую Землю, в 5383 /1623/ году.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?