Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Еврейский историк, математик и астроном

Раби Давид бар Шломо Ганз (5301—5373 /1541—1613/ гг.) — еврейский историк, математик и астроном.

Родился в Германии, в городке Липштадт, расположенном на севере Рейн-Вестфалии. Изучал Тору в Бонне и Франкфурте, а затем в знаменитой краковской ешиве р. Моше Исерлиса (Рамо; см.). При поддержке Рамо р. Ганз совершенствовался также в астрономии и математике.

В 5324 /1564/ году он поселился в столице королевства Богемия, г. Праге, и, начиная с 5333 /1573/ года учился в «Клойзе», основанном здесь р. Йеудой-Ливой (Мааралем из Праги; см.).

Следуя совету Рамо, р. Ганз составил историческую хронику, в которой отразилась история мира от дней Творения до современности, — в частности, автор подробно описал деятельность Маараля из Праги, оказавшего особенно значительное влияние на формирование его исторического мышления.

Раби Ганз был первым среди ашкеназских евреев ученым, профессионально занимавшимся вопросами истории. Его хроника, получившая название Цемах Давид(Росток Давида), до сих пор служит ценным источником — в первую очередь, по истории еврейских общин центральной и Восточной Европы. Книга переведена на несколько языков.

В пражский период своей жизни р. Ганз уделял особое внимание занятиям астрономией — в этом также отразилось влияние Маараля из Праги, который считал, что «еврею… следует изучать астрономию и другие науки».

В 5359 /1599/-5361 /1601/ годах Р. Ганз сотрудничал с великим астрономом Тихо Браге и работал в его обсерватории. Он встречался и с учеником Браге Иоганном Кеплером, занимавшим должность «императорского математика» при дворе короля Богемии Рудольфа Второго.

Свои астрономические наблюдения и исследования р. Ганз обобщил в трактате Нехмад венаим (Желанный и сладостный). В этой книге рассматриваются законы освящения нового месяца, а также излагаются основы астрономической науки и приводятся вычисления размеров небесных тел. В авторском предисловии дан краткий обзор развития астрономических знаний.

Р. Ганз умер в Праге восьмого элуля 5373 /1613/ года.

с разрешения издательства Швут Ами


Воровство и грабеж входят в число самых тяжких грехов, разрушающих общество. Воровать и грабить запрещено даже для того, чтобы только расстроить, проучить или попугать ближнего, а потом сразу же вернуть ему имущество. Различные виды обмана, мошенничества и выманивания также отнесены к категориям воровства или грабежа Читать дальше

Запрет кражи

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Воровство — это не только взлом магазина под покровом ночи или путешествие в чужой карман. Под это определение подпадет также уклонение от налогов и пошлин, невыплата долгов и даже небрежность при охране чужого имущества. Всё, что вы хотели знать о воровстве.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Кдошим

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Книга заповедей. Заповеди «делай»: 231-240

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»

О похоронах, О рабах, Об ущербах

Ссуда под проценты 2

Рав Бенцион Меламед,
из цикла «Ссуда под проценты»

Тора запрещает и одалживать под проценты, и брать под проценты, то есть и ростовщик, и его клиент нарушают запрет Торы

Восьмая заповедь. Не обкрадывай себя

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

Заповедь "не укради" в нашем цивилизованном мире давно трансформировалась в другую заповедь - "не попадайся"

Ссуда под проценты 1

Рав Бенцион Меламед,
из цикла «Ссуда под проценты»

Пишет Рамбам в книге «Яд Хазака» в законах «дающего в долг и одалживающего»: «Тора запрещает и одалживать под проценты, и брать под проценты, то есть и ростовщик, и его клиент нарушают запрет Торы». (перек 4).

Тора и бизнес. Не брать закон в свои руки

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Товар, который был взят в руки, и за который были внесены деньги, считается приобретенным. Покупатель не может самолично вернуть товар продавцу и потребовать возврат уплаченной суммы.

Истоки Устного Закона. Цель раввинского законодательства.

Хаим Шиммель,
из цикла «Истоки устного закона»

"Цель гзерот - предотвратить нарушение заповедей, а цель таканот - укрепление и развитие четырёх основ: религии, семьи, национального сознания, общества"

Урок упования. Четыре вида

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»

Тора и бизнес. Взять в долг без согласия владельца

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Нельзя брать чужие вещи без согласия владельца. Такая ситуация классифицируется Торой как воровство. Если в прошлом владелец многократно давал разрешение на пользование этой вещью, ее можно взять при соблюдении нескольких условий.

Тора и бизнес. Случайная подмена предметов или одежды

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Нельзя пользоваться чужой собственностью, не имея на это специального разрешения. Если человек по ошибке взял чужую вещь, он должен прекратить ее эксплуатацию с того момента, как выяснится ошибка.

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.