Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Комментатор Пятикнижия и знаток кабалы

Раби Авраам бар Яаков Сэба (род. в 5200 /1440/ г.) — комментатор Пятикнижия и знаток кабалы.

Родился в Испании, в королевстве Кастилия.

Учился у р. Ицхак Канпантона (Гаона из Кастилии; см.).

Прославился как знаток кабалы и проповедник, призывавший людей к раскаянию и к праведной жизни.

В 5252 /1492/ году, когда евреи были изгнаны из Испании, поселился в португальском портовом городе Порту, расположенном в устье реки Дуэро. Через некоторое время он был вынужден бежать и оттуда — после того как два его малолетних сына были похищены католическими священниками и насильно крещены. Он нашел временное пристанище в столице Португалии, г. Лиссабоне, но был вскоре схвачен вместе с другими раввинами города — их пытались принудить к крещению, чтобы вся община последовала их примеру. Незадолго до ареста, уже предвидя опасность, он закопал под одним из деревьев сада все свои рукописи, среди которых был его комментарий на Пятикнижие и на некоторые книги Писания, а также составленный им законодательный сборник. Спустя несколько месяцев ему удалось бежать морем в марокканский город Фес; оттуда он направился в Турцию и обосновался в г. Эдирне (бывшем византийском Адрианополе). Здесь он смог восстановить комментарий на Пятикнижие — книга, названная Црор амор, была издана в 5274 /1514/ году в Стамбуле.

Его сын, р. Ицхак Сэба, стал тестем р. Йосефа Каро (см.), составителя кодекса Шульхан арух.


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени