Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Христианство, Рав Александр Кац, Комментарий
Раби Шабтай бар Йосеф Бас (Мешорер; 5401—5478 /1641—1718/ гг.) — выдающийся еврейский издатель и библиограф.
Родился в польском городе Калише. В 5416 /1656/ году во время резни, учиненной казаками в Калише, погибли его родители; ему удалось бежать в Прагу со старшим братом. Шабтай, обладавший приятным и сильным голосом, был принят в хоровую капеллу знаменитой пражской синагоги Альтнойшуль — отсюда и его фамильные прозвища «Бас» и «Мешорер» (певец).
Учился в ешивах Праги.
Страстная любовь к книгам, привела его к серьезным занятиям еврейской библиографией. В 5434—5439 /1674—1679/ годах р. Шабтай Бас работал во многих крупнейших книгохранилищах и еврейских библиотеках Польши, Германии и Нидерландов. Плодом его кропотливого труда стала первая научная библиография еврейских книг, названная им Сифтей яшаним (Уста древних), — она включает две тысячи двести наименований. Помимо названий и имен авторов, в библиографии указано время и место издания, а также изложено краткое содержание каждой книги. Библиография р. Баса содержит и обширный список еще не опубликованных рукописей.
В 5439 /1679/ году в Амстердаме р. Шабтай Бас выпустил новое издания Пятикнижия, снабженное комментарием Сифтей хахамим (Уста мудрецов). В этом комментарии он объединил толкования мудрецов разных поколений, помогающие глубже и точнее понять классический комментарий Раши (см.). Компиляция, выполненная р. Басом, отличается ясностью и лаконичностью изложения.
Комментарий Сифтей хахамим выдержал множество изданий, став одним из самых популярных и изучаемых. В большинстве изданий Пятикнижия он печатается рядом с комментариями Раши (в ряде изданий используется еще более сжатый текст — так называемый, Икарсифтей хахамим (Резюме Сифтей хахамим).
В 5448 /1688/ году р. Шабтай Бас основал еврейское издательство, обосновавшееся в г. Диренпорте. В 5449—5452 /1689—1692/ годах в его издательстве вышли в свет две важнейшие книги р. Давида Алеви (Таза; см.) — комментарий на Пятикнижие, названный Диврей Давид (Речи Давида), и комментарий на один из разделов Шульхан аруха, Орах хаим (Образ жизни).
В 5472 /1712/ году р. Шабтай Бас был арестован по обвинению в том, что своей издательской деятельностью он распространяет среди евреев ненависть к христианам, — однако суд его оправдал.
Р. Шабтай Бас умер в г. Бреславе в 5478 /1718/ году.
Его сыновья и внуки еще полтора века продолжали возглавлять основанное им еврейское издательство в Диренпорте.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
Браха Губерман
Жизнь рабейну Тама, величайшего мудреца и раввина
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Христианские реформаторы и их отношение к евреям
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Михаил Френкель,
из цикла «История евреев Стамбула»
Жители еврейского квартала постоянно страдали от издевательств
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Папы сдерживали толпу от антиеврейских выступлений, намереваясь, таким образом, привести евреев к добровольному крещению