Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Законоучитель

Раби Яир-Хаим бар Моше-Шимшон Бахрах (Хавот Яир; 5398—5462 /1638—1702/ гг.) — законоучитель.

Прямой потомок Маараля из Праги (см.) — его бабушка, ребецин Хава, знаменитая своими глубокими познаниями в Торе и праведностью, была внучкой Маараля.

Родился в польском городке Липно. Изучал законы Торы у своего отца, р. Моше-Шимшона Бахраха, который был раввином в Липно, затем в Праге, а начиная с 5410 /1650/ года, в Вормсе.

Р. Яир-Хаим приобрел глубокие познания в кабале. Кроме того, он хорошо разбирался в астрономии и математике.

В 5426 /1666/ году, когда ему еще не исполнилось и тридцати лет, евреи германского города Кобленца, стоящего на берегу Рейна, пригласили его занять пост раввина в их общине. Спустя три года он возвратился в Вормс, к престарелому и больному отцу.

В 5430 /1670/ году, после смерти отца, р. Яир-Хаим временно заменял его на посту раввина вормской общины (стать постоянным раввином города он не мог, поскольку, по уставу вормской общины, ее раввином мог быть только мудрец, приглашенный из другого города).

В 5449 /1689/ году, когда Вормс был захвачен французами, он переселился в Эльзас, в город Мец, принадлежащий французской короне. И, наконец, в 5459 /1699/ году он — теперь уже постоянный житель другого города — был избран раввином Вормса в полном соответствии с уставом этой древней общины.

В том же, 5459 /1699/ году, вышел в свет сборник его респонсов Хавот Яир (Селения Яира), прославивший его имя.

Названием книги стали слова, взятые из стиха Торы: «И Яир …завоевал эти селения, и назвал их селениями Яира» (Бемидбар 32:41). Однако сам автор указывал в предисловии к книге, что назвал ее в память о своей праведной бабушке, ребецин Хаве, — тем самым он стремился подчеркнуть свою преемственность по отношению к Мааралю.

В сборник включено 238 тшувот — ответов на сложные алахические вопросы, которые он получал из разных концов диаспоры. Особенно знаменит респонс, в котором исследуется происхождение махлокот — многочисленных разногласий между мудрецами при интерпретации и применении законов Торы (Хавот Яир 192).

Р. Яир-Хаим Бахрах скончался в Вормсе в первый день месяца тевет 5462 /1702/ года.

с разрешения издательства Швут Ами


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.