Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Раввин, Богдан Хмельницкий, Рав Александр Кац
Раби Аарон-Шмуэль бар Исраэль Кайдановер (Мааршак; ок. 5384—5436 /ок. 1614—1676/ гг.) — выдающийся законоучитель.
Родился в городке Кайданове (Кудинове), возле Минска.
Учился в ешиве Бриска (Бреста) под руководством р. Эшиля из Кракова (см.).
Уже в молодости был раввином в нескольких небольших общинах.
В дни казацкого восстания 5408—5409 /1648—1649/ годов бежал в Вильно (ныне Вильнюс). Здесь, вместе с р. Шабатаем Коэном (Шахом; см.), он стал даяном в суде, который возглавлял р. Моше Лима (см.).
В 5415 /1655/ году, когда русские дружины в союзе с казаками начали войну против Польши, он бежал от наступающих врагов в городок Коров, расположенный возле Люблина. Но казаки дошли и до Корова — дом р. Аарона-Шмуэля был ограблен, его библиотека со святыми манускриптами сожжена, а две маленькие дочери убиты.
Р. Аарон-Шмуэль с уцелевшими членами семьи бежал в Австрию, а оттуда переселился в Моравию, где занял пост главного раввина моравской столицы, Никольсбурга (ныне Брно).
В последующие годы он был раввином и главой раввинского суда в целом ряде общин Европы — в том числе, в Бриске, где когда-то учился, и в крупной общине Франкфурта на Майне.
В 5429 /1669/ году Мааршак жил в течение нескольких месяцев на севере Германии, в частности, в Гамбурге, — он внес ряд важных постановлений, регулирующих жизнь местных общин. Затем он возвратился в Польшу и в последний период жизни возглавлял раввинский суд в Кракове.
Мааршак написал целый ряд значительных сочинений. Из его алахических трудов наиболее известна книга Биркат азевах (Благословение жертвоприношения), которая включает его хидушим (аналитические заметки) к одному из разделов Талмуда — Кодашим (Святыни). В этой книги исследуются законы, связанные с храмовым служением и жертвоприношениями.
В книге Тиферет Шмуэль (Слава Шмуэля) представлены его хидушим к другим разделам Талмуда, а также к кодексам Роша (см.) и р. Яакова (см.), сына Роша.
В классических изданиях кодекса Роша заметки Мааршака печатаются рядом с основным текстом.
Алахические респонсы Мааршака собраны в книге Эмунат Шмуэль (Вера Шмуэля) — значительная часть респонсов посвящена проблеме агунот (жен, мужья которых пропали без вести).
В отдельную книгу, получившую название Биркат Шмуэль (Благословение Шмуэля), собраны драшот Мааршака — его выступления и беседы, в которых глубочайшие идеи кабалы облачены в строгие одежды логики и мусара (еврейской этики).
Мааршак умер в г. Хмельнике на Украине девятнадцатого тамуза 5436 /1676/ года.
Его сын и ученик р. Цви-Гирш Кайдановер (см.) был одним из духовных лидеров следующего поколения.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?