Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Германия, Рав Александр Кац
Раби Меир бар Яаков Акоэн (Маарам Шиф; 5368—5404 /1608—1644/ гг.) — выдающийся законоучитель и комментатор Талмуда.
Родился во Франкфурте на Майне. Его отец, р. Яаков Акоэн, был главой ешивы этого города.
Уже в ранней юности р. Меир проявил выдающиеся способности в изучении законов Торы. В семнадцать лет он стал даяном (судьей) в общине г. Фульды, расположенного севернее Франкфурта, а вскоре был избран на должность главного раввина этой большой общины. В дальнейшем он возглавил здесь и ешиву, в которой занимались сотни учеников.
В 5404 /1644/ году р. Меир Шиф был приглашен, несмотря на молодость, занять место главного раввина и руководителя ешивы в Праге — в одной из самых крупных и значительных общин Европы. Но, едва прибыв на новое место, р. Меир скончался, даже не успев приступить к своим обязанностям, — ему было только тридцать шесть лет.
Перед смертью он запечатал все свои рукописи в шкатулке и передал ее на хранение. Вскрыть печать, согласно его завещанию, дозволялось лишь «тому, кто расцветет от моих корней» — тому из его потомков, кто станет выдающимся знатоком Торы и соответственно, сможет по достоинству оценить содержание рукописей и в них разобраться. Значительная часть этих рукописей погибла во время пожара в еврейском квартале г. Франкфурта.
Из его обширного наследия сохранились только хидушим (аналитические заметки) к пяти трактатам Талмуда: Бейца, Ктубот, Гитин, Бава меция и Хулин, а также разрозненные фрагменты заметок к еще шести трактатам.
По ряду вопросов р. Меир Шиф остро полемизирует с великими комментаторами и аналитиками предшествующих поколений.
Его аналитические заметки написаны предельно лаконично и ёмко — поэтому их адекватное понимание требует от изучающего не только обширных знаний, но и серьезнейших интеллектуальных усилий. Они очень популярны среди знатоков закона и широко изучаются — во многих случаях его хидушим являются ключом к постижению глубинных пластов Талмуда.
Начиная с виленского издания 5570 /1810/ года, его заметки печатаются под названием Хидушей Маарам Шиф (Аналитические заметки нашего наставника раввина Меира Шифа) в виде приложения к соответствующим трактатам Талмуда.
Остальные законодательные исследования р. Меира Шифа, а также его сочинения по кабале, считаются утраченными.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
Браха Губерман
Жизнь рабейну Тама, величайшего мудреца и раввина
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Христианские реформаторы и их отношение к евреям
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Михаил Френкель,
из цикла «История евреев Стамбула»
Жители еврейского квартала постоянно страдали от издевательств
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Папы сдерживали толпу от антиеврейских выступлений, намереваясь, таким образом, привести евреев к добровольному крещению