Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Знаменитый законоучитель

Раби Моше бар Нафтали-Гирш Ривкес (Беэр агола; умер в 5432 /1672/ году) — знаменитый законоучитель.

Его отец и дед были писцами священных книг в Праге, куда его прадед, р. Йосеф, бежал из Вены от преследований.

Р. Моше Ривкес был одним из самых авторитетных раввинов г. Вильно.

Рассказывается, что значительную часть своих скромных доходов он отдавал на нужды бедняков. Однажды в неурожайный год он продал всю домашнюю утварь и всю мебель, а также все украшения жены, чтобы на вырученные деньги содержать голодающих. У его жены были дорогие серебряные подсвечники, подаренные ей матерью, и она предусмотрительно спрятала эту семейную реликвию от глаз мужа. Когда же засуха миновала, и жизнь стала возвращаться в нормальное русло, ребецин извлекла подсвечники из тайника — она установила на них субботние светильники. Увидев подсвечники, р. Ривкес потерял сознание и упал навзничь. Очнувшись, он воскликнул с глазами, полными слез: «Скольких евреев я мог бы спасти на деньги, вырученные за эти подсвечники!» (Сарей амеа 2:1).

В 5415 /1655/ году р. Ривкесу пришлось бежать из Вильно, оставив на растерзание наступающей русской армии свой дом и богатейшее собрание священных книг.

Еще в 5414 /1654/ году, не выдержав противостояния регулярным польским частям, Богдан Хмельницкий обратился за помощью к московскому царю Алексею Михайловичу. Объединившись, русские дружины и казаки быстро продвигались на запад, вырезая в каждом взятом городе все еврейское население. Много лет спустя р. Ривкес рассказал об этих событиях в предисловии к своей книге Беэр агола (Родник для изгнанных): «Шайки русских и казаков рассыпались по всей Литве, они завоевали и разорили Полоцк, Витебск и Минск. Казаки истребляли евреев массами и грабили их имущество». Двадцать четвертого тамуза 5415 /1655/ года враги приблизились к Вильно. Р. Ривкесу пришлось бежать — по его собственному свидетельству, «только с посохом и парой тфилин в руке». «Когда страшное войско подошло к вратам Вильно, — вспоминал он, — из города бежала почти вся еврейская община — одни на лошадях и повозках, другие пешком, неся малолетних детей на плечах. Далеко разносились рыдания, и из моих глаз слезы текли ручьем». Вскоре в Польшу вторглись с севера войска шведов, и беглецы, уже почти достигшие границ Пруссии, снова оказались в опасности: поляки повсеместно убивали евреев, считая, что они сотрудничают с захватчиками. Р. Ривкес вспоминал: С нами произошло написанное (Амос 5:19): «Сбежал ото льва и встретил медведя» (Предисловие к Беэр агола).

После долгих мытарств р. Ривкесу и его родным удалось бежать на корабле в Амстердам, крупнейший портовый город процветающих Нидерландов.

Здесь он был с почетом принят местной общиной и особенно сблизился с р. Ицхаком Абоавом (см.), который недавно возвратился из Бразилии, где он был главным раввином голландских колоний. В Амстердаме р. Абоав возглавил ешиву, и р. Ривкес обучал голландских знатоков Торы тем методам исследования и анализа, которые были доведены до совершенства в ешивах Польши.

В этот период мудрецы Амстердама готовили новое издание кодекса Шульхан арух, и они попросили р. Ривкеса написать краткие примечания. В этих примечаниях он, проявив феноменальную эрудицию, указал источники всех законов, приведенных р. Йосефом Каро (см.), а также внес в текст кодекса некоторые корректорские и редакционные уточнения, исправив вкравшиеся в прежние издания ошибки типографов.

С тех пор примечания р. Ривкеса, получившие название Беэр агола (Родник для изгнанных), печатаются в большинстве изданий Шульхан аруха.

В конце своих дней р. Ривкес вернулся в Вильно. Он скончался в этом городе девятого сивана 5432 /1672/ года.

Его прямым потомком был один из величайших мудрецов всех поколений р. Элияу из Вильно (Виленский Гаон; см.).

с разрешения издательства Швут Ами


Безграничной властью над всем миром обладает Творец. Он наделил некоторой властью и человека: над животным и растительным миром, над подчиненными и над своим дурным началом. Кроме того, Тора предписывает евреям назначить судей и поставить царя Читать дальше

Недельная глава Корах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Корах»

Руководители народа

Рав Александр Айзенштадт

Одна из основных тем Торы — это руководители еврейского народа. Самый первый из них — Моше, прозванный «отцом пророков». Моше являлся мудрецом и праведником. В идеале таковыми должны были бы быть все последующие руководители еврейского народа.

История еврейского народа 16. Йеуда Аристобул и Янай

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Темные страницы в истории.

История еврейского народа 48. Положение евреев Эрец Исраэль в эпоху амораев

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Развитие христианства в Римской империи. Священники подстрекали народ против евреев, императоры же, в целом, старались защитить евреев, которые продолжали оставаться римскими гражданами.