Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Один из наиболее почитаемых и любимых духовных лидеров еврейского народа

Раби Йеошуа-Эшиль бар Яаков (р. Эшиль из Кракова; ок. 5355—5424 /1595—1663/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из наиболее почитаемых и любимых духовных лидеров еврейского народа.

Родился в г. Люблине.

Уже в раннем детстве проявилась исключительная острота и гибкость его ума. Сохранилось множество рассказов об этом периоде его жизни. Однажды его отец, р. Яаков, упрекнул его: «Эшиле, посмотри, как велика разница между нами! Я носил свои ботинки целый год до того, как они начали рваться. У тебя же — полгода еще не прошло, а ботинки уже порвались». Четырехлетний Эшиле возразил: «Это же естественно — ты большой, а я — маленький. И там, где ты делаешь один шаг, мне приходится делать два…» (Сарей амеа 1:16).

Йеошуа-Эшиль учился у своего отца, р. Яакова, который возглавлял большую ешиву в Бриске (Бресте), а затем — в Люблине.

К шести годам он стал знатоком Танаха, к семи — уже разбирался в нескольких трактатах Талмуда. В восемь лет он начал выступать с алахическими уроками. С пятнадцати лет он, свободно ориентируясь в самых трудных местах Талмуда, помогал отцу в руководстве ешивой (Сарей амеа, там же).

Совершенствовал свои познания у выдающегося законоучителя и комментатора Талмуда Маарама из Люблина (см.).

После смерти отца, последовавшей в 5404 /1648/ году, возглавил люблинскую ешиву.

После катастрофы польского еврейства, связанной с восстанием казаков в 5408—5409 /1648—1649/ годах, р. Эшиль собрал в богатой общине г. Вены значительные средства для помощи пострадавшим и для выкупа захваченных в плен.

В 5410 /1650/ году он был избран раввином г. Люблина. В 5414 /1654/ году, после смерти главы краковской общины, выдающегося законоучителя р. Йом-Това Геллера (см.), р. Эшиль стал раввином Кракова (с тех пор его стали называть «раби Эшиль из Кракова», и это имя закрепилось за ним в еврейской истории).

С особой любовью относились к р. Эшилю бедняки Кракова — он всегда решительно и самоотверженно защищал их от притеснений со стороны еврейских богачей и магнатов.

Однажды р. Эшиля упрекнули в том, что он относится к богачам без должного уважения, указав ему на то, что, по свидетельству Талмуда, даже р. Йеуда Анаси (см.), составитель Мишны, «почитал богачей» (Эрувин 86а). Р. Эшиль с улыбкой отпарировал: «Я вам расскажу, каким именно образом р. Йеуда Анаси “почитал богачей”. В Мишне написано: “Урон, нанесенный глухонемым, душевнобольным и малолетним, особенно опасен — ведь тот, кто нанес им ущерб, подлежит наказанию, а они, если наносят ущерб другим, от наказанья освобождаются” (Бава кама 8:4). И возникает вопрос, почему же р. Йеуда Анаси не вписал сюда богачей, если нанесенный ими урон, безусловно, столь же опасен: ведь тот, кто наносит им ущерб, подлежит строжайшему наказанию, а они, если наносят ущерб другим, от наказанья освобождаются. А объяснение таково: поскольку р. Йеуда Анаси “почитал богачей”, он не хотел упоминать их в таком контексте — рядом с глухонемыми, душевнобольными и малолетними… (Сарей амеа, там же).

В краковский период своей жизни р. Эшиль становится одним из общепризнанных духовных лидеров поколения — со всех концов Европы к нему обращаются за решением спорных вопросов.

И в законотворчестве, и в исследовании Талмуда р. Эшиль проявлял исключительную остроту и парадоксальность мышления. К сожалению, большинство его сочинений было утеряно в перипетиях того бурного времени. Сохранившиеся хидушим (аналитические заметки) были собраны после его смерти и изданы отдельной книгой под названием Хидушей алахот (Законодательные заметки). Уцелевшие респонсы рассеяны по различным алахическим сборникам.

Из его многочисленных учеников особенной славы удостоились р. Аарон-Шмуэль Кайдановер (Мааршак; см.) и р. Шабтай Коэн (Шах; см.) — духовные лидеры следующего поколения ашкеназских евреев.

Р. Эшиль умер в Кракове двадцатого тишрея 5424 /1663/ года.

Его правнуками были выдающиеся законоучителя — главный раввин Праги р. Йехезкель Ландо (Нодэ бийеуда; см.), и главный раввин Берлина р. Цви-Гирш Левин (см.).

с разрешения издательства Швут Ами


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?