Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Раввин, Польша, Хесед, Рав Александр Кац
Раби Йеошуа-Эшиль бар Яаков (р. Эшиль из Кракова; ок. 5355—5424 /1595—1663/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из наиболее почитаемых и любимых духовных лидеров еврейского народа.
Родился в г. Люблине.
Уже в раннем детстве проявилась исключительная острота и гибкость его ума. Сохранилось множество рассказов об этом периоде его жизни. Однажды его отец, р. Яаков, упрекнул его: «Эшиле, посмотри, как велика разница между нами! Я носил свои ботинки целый год до того, как они начали рваться. У тебя же — полгода еще не прошло, а ботинки уже порвались». Четырехлетний Эшиле возразил: «Это же естественно — ты большой, а я — маленький. И там, где ты делаешь один шаг, мне приходится делать два…» (Сарей амеа 1:16).
Йеошуа-Эшиль учился у своего отца, р. Яакова, который возглавлял большую ешиву в Бриске (Бресте), а затем — в Люблине.
К шести годам он стал знатоком Танаха, к семи — уже разбирался в нескольких трактатах Талмуда. В восемь лет он начал выступать с алахическими уроками. С пятнадцати лет он, свободно ориентируясь в самых трудных местах Талмуда, помогал отцу в руководстве ешивой (Сарей амеа, там же).
Совершенствовал свои познания у выдающегося законоучителя и комментатора Талмуда Маарама из Люблина (см.).
После смерти отца, последовавшей в 5404 /1648/ году, возглавил люблинскую ешиву.
После катастрофы польского еврейства, связанной с восстанием казаков в 5408—5409 /1648—1649/ годах, р. Эшиль собрал в богатой общине г. Вены значительные средства для помощи пострадавшим и для выкупа захваченных в плен.
В 5410 /1650/ году он был избран раввином г. Люблина. В 5414 /1654/ году, после смерти главы краковской общины, выдающегося законоучителя р. Йом-Това Геллера (см.), р. Эшиль стал раввином Кракова (с тех пор его стали называть «раби Эшиль из Кракова», и это имя закрепилось за ним в еврейской истории).
С особой любовью относились к р. Эшилю бедняки Кракова — он всегда решительно и самоотверженно защищал их от притеснений со стороны еврейских богачей и магнатов.
Однажды р. Эшиля упрекнули в том, что он относится к богачам без должного уважения, указав ему на то, что, по свидетельству Талмуда, даже р. Йеуда Анаси (см.), составитель Мишны, «почитал богачей» (Эрувин 86а). Р. Эшиль с улыбкой отпарировал: «Я вам расскажу, каким именно образом р. Йеуда Анаси “почитал богачей”. В Мишне написано: “Урон, нанесенный глухонемым, душевнобольным и малолетним, особенно опасен — ведь тот, кто нанес им ущерб, подлежит наказанию, а они, если наносят ущерб другим, от наказанья освобождаются” (Бава кама 8:4). И возникает вопрос, почему же р. Йеуда Анаси не вписал сюда богачей, если нанесенный ими урон, безусловно, столь же опасен: ведь тот, кто наносит им ущерб, подлежит строжайшему наказанию, а они, если наносят ущерб другим, от наказанья освобождаются. А объяснение таково: поскольку р. Йеуда Анаси “почитал богачей”, он не хотел упоминать их в таком контексте — рядом с глухонемыми, душевнобольными и малолетними… (Сарей амеа, там же).
В краковский период своей жизни р. Эшиль становится одним из общепризнанных духовных лидеров поколения — со всех концов Европы к нему обращаются за решением спорных вопросов.
И в законотворчестве, и в исследовании Талмуда р. Эшиль проявлял исключительную остроту и парадоксальность мышления. К сожалению, большинство его сочинений было утеряно в перипетиях того бурного времени. Сохранившиеся хидушим (аналитические заметки) были собраны после его смерти и изданы отдельной книгой под названием Хидушей алахот (Законодательные заметки). Уцелевшие респонсы рассеяны по различным алахическим сборникам.
Из его многочисленных учеников особенной славы удостоились р. Аарон-Шмуэль Кайдановер (Мааршак; см.) и р. Шабтай Коэн (Шах; см.) — духовные лидеры следующего поколения ашкеназских евреев.
Р. Эшиль умер в Кракове двадцатого тишрея 5424 /1663/ года.
Его правнуками были выдающиеся законоучителя — главный раввин Праги р. Йехезкель Ландо (Нодэ бийеуда; см.), и главный раввин Берлина р. Цви-Гирш Левин (см.).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?