Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Лидер поколения

Раби Шабтай-Шефтель бар Йешая Гурвиц (ок. 5350-5420 /ок. 1590-1660/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.

Родился, предположительно, в г. Кракове. Сын и ученик прославленного кабалиста р. Йешаи Гурвица (Шла Акадош; см.), автора книги Шней лухот абрит (Две скрижали завета).

После того, как в 5380 /1620/ году р. Йешая Гурвиц отбыл из Праги в Землю Израиля, р. Шабтай-Шефтель в течение шести лет был главою пражской ешивы и городским даршаном, выступающим с нравоучительными проповедями в синагогах. Впоследствии он возглавил раввинский суд и ешиву в г. Франкфурте на Майне, а затем — в Познани, столице Великой Польши; он принимал активное участие в работе Совета четырех земель.

В период казацкого восстания под предводительством Богдана Хмельницкого, р. Шабтай-Шефтель обрел убежище в Австрии. Он сложил траурную элегию, посвященную погибшим в погромах. «Губил их меч на улице и ужас в домах, — оплакивал он погибших. — Мужчины и женщины, юноши и девушки, как овцы, подставляли шею под нож, не желая спасти свою жизнь служением чужим богам».

В последние годы жизни р. Шабтай-Шефтель был главным раввином Вены. Во всех городах, где он стоял во главе общины — в Вене, Познани и Франкфурте, — когда-то был раввином его отец.

Р. Шабтай-Шефтель написал книгу Вавей аамудим (Крюки на столбах; имеются в виду столбы, используемые при возведении Скинии — переносного Храма в пустыне). В книге изложены основы еврейского мировоззрения; она состоит из шести разделов — аамудим (столбов), в каждом из которых основательно исследуется одно из фундаментальных понятий еврейской традиции: Тора, Служение, Милосердие, Закон, Истина и Мир. Автор рассматривал свою работу как развернутое введение к знаменитому трактату отца, Шней лухот абрит, и поэтому издал оба сочинения одной книгой.

В последующих поколениях книга Вавей аамудим изучается в качестве отдельного, самостоятельного произведения.

Р. Шабтай-Шефтель Гурвиц умер в Вене в 5420 /1660/ году.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.