Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся законоучитель

Раби Хизкия бар Давид Де Сильва (При хадаш; 5419—5458 /1659—1698/ гг.) — выдающийся законоучитель.

Родился в г. Ливорно, расположенном на северо-западном побережье Италии.

В 5436 /1675/ году, шестнадцатилетним юношей, он приехал на Святую Землю. Учился в иерусалимской ешиве Бейт Яаков, возглавляемой р. Моше Галанти (Маганом; см.), главным раввином святого города. Между учеником и учителем, который был почти на сорок лет старше, установились близкие, дружеские отношения.

Еще в период ученичества р. Де Сильва начал работу над своим знаменитым комментарием на кодекс Шульхан арух. При рассмотрении алахических проблем он проявил исключительную оригинальность и свежесть. Исследуя любой вопрос, он, в первую очередь, обращался к талмудическому первоисточнику и анализировал его совершенно непредвзято — как будто не существовало обширной законодательной литературы, созданной за тысячелетие, прошедшее после завершения Талмуда. И лишь уяснив для себя точку зрения составителей Талмуда, он переходил к обзору мнений ришоним (великих мудрецов X-XV веков): в ряде случаев он остро полемизировал с ними, выявляя неувязки и противоречия и неувязки в их взглядах.

К ахароним (мудрецам последних поколений) — и даже к самым великим из них, таким, как р. Йосеф Каро (см.), составитель Шульхан аруха, — молодой автор относился, как к равным: в самых нелицеприятных выражениях он критиковал их концепции, а во многих случаях решительно отметал их законодательные решения и выводы.

Свой комментарий р. Де Сильва назвал При хадаш (Новый плод), что прекрасно отражало и его новаторский характер, и его своеобразную экзотичность, предрекавшую трудную судьбу книги.

В 5448 /1688/ году, когда работа над комментарием была в основном завершена, двадцатидевятилетний автор отправился в Европу, чтобы собирать там благотворительные пожертвования на содержание иерусалимской ешивы р. Моше Галанти. Вместе с тем, поездка имела и другую цель: р. Де Сильва захватил с собой свои рукописи, надеясь выпустить их в свет. В Амстердаме, где он провел несколько лет, ему удалось издать первую часть своего труда, относящуюся к разделу Йоре деа (Наставляющий мудрости). Новая книга быстро распространилась по Европе и Ближнему Востоку, вызывая повсюду самые противоречивые оценки и споры.

В 5453 /1693/ году, возвращаясь в Землю Израиля, р. Де Сильва остановился в Египте — здесь его книгу встретили с решительным неприятием. Более того, руководители египетской общины наложили на книгу херем, запретив изучать ее, «поскольку в ней неверно говорится о великих мудрецах народа Израиля». Все экземпляры были погребены в генизе (могильнике для вышедших из употребления священных книг) — однако сам автор отлучению подвергнут не был.

По возвращении в Иерушалаим р. Де Сильва возобновил деятельность ешивы Бейт Яаков, осиротевшей после смерти р. Моше Галанти в 5449 /1689/ году. Ближайшими учениками нового главы ешивы были р. Шломо Аль-Гази и р. Ицхак Рапопорт (см.) — духовные лидеры следующего поколения евреев Османской империи.

В этот период р. Де Сильва работал над подготовкой к печати следующей части своего комментария, относящейся к разделу Орах хаим (Образ жизни).

Двадцать восьмого кислева 5458 /1698/ года он скоропостижно скончался в Иерушалаиме, в возрасте тридцати девяти лет. Похоронен у подножия Масличной горы, недалеко от могилы пророка Зехарии; согласно его завещанию, вместе с ним были погребены рукописи его сочинений по кабале.

Вскоре после его смерти запрет, наложенный на книгу При хадаш, был отменен — по иронии судьбы главным раввином Египта был избран его ближайший ученик р. Шломо Аль-Гази, который решал все вопросы, руководствуясь псаками (законодательными решениями), приведенными в книге При хадаш.

В последующих поколениях книга р. Де Сильвы стала одним из самых авторитетных алахических источников — она широко изучалась во всех общинах диаспоры. По словам рабейну Хида (см.), «все мудрецы Израиля с жадностью пьют слова этой книги» (Шем агдолим 1). Однако в большинство современных изданий внесены редакторские поправки, несколько смягчающие некоторые наиболее резкие полемические выражения р. Де Сильвы.

с разрешения издательства Швут Ами


Эта глава начинается с заповеди жертвовать половину шекеля. Примечательно,что эту главу часто читают перед Пуримом, и как раз перед Пуримом и выполняется данная заповедь. Другая половина главы посвящена описанию греха золотого тельца и тому Великому прощению, которое оказал нам Творец. Читать дальше

Недельная глава Ки Тиса

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

«Ки тиса» («Когда будешь вести счет»). ДОЛГО ЛИ УСИДИШЬ НА ДВУХ СТУЛЬЯХ?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний предписывает Моше определить число сынов Израиля («Когда будешь вести счет…») с помощью полушекеля, который внесет каждый из них на строительство Мишкана (переносного Храма). В такой форме евреям была дана заповедь приносить пожертвование на нужды Храма размером в полушекель. С этого приношения началось строительство Мишкана. В отсутствие Моше (он, как вы помните, сорок дней и ночей находился на горе Синай) евреи изготовили золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Моше спускается с горы с двумя скрижалями, видит это и разбивает скрижали. Сорок дней молится Моше, чтобы евреи не были истреблены в пустыне за этот грех. Б-г прощает евреев. Афтара к главе «Ки тиса» – отрывок из первой Книги царей (Млахим I, 18:1-39). (Напоминаем: афтара – отрывок из Пророков, который читают в синагоге по субботам после чтения недельной главы.) Этот отрывок рассказывает о временах царя Ахава, правившего северным – Израильским – царством, где проживали десять колен Израиля (два колена населяли южное царство – Иудею; раскол единого царства произошел после смерти царя Шломо). Ахав и его подданные поклонялись идолам, нарушая этим вторую из Десяти заповедей, запрещающую поклонение любым божествам, кроме Единого Б-га. Тема афтары связана с темой поклонения золотому тельцу в недельной главе.

Ки Тиса. вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе

Золотой телец

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

Почему Аарон выбрал фигуру тельца?