Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Глава еврейской общины Амстердама

Раби Ицхак бар Авраам Узиэль (умер в 5382 /1622/ г.) — глава еврейской общины Амстердама.

Родился в Марокко, в семье раввина города Феса.

В 5364 /1604/ году р. Ицхак Узиэль возглавил еврейскую общину Алжира. Прославился как пайтан: целый ряд сложенных им пиютов (духовных гимнов) был включен в махзоры евреев Северной Африки.

Впоследствии р. Узиэль переехал в Амстердам, крупнейший город-порт Нидерландов, и стал раввином общины Неве шалом (Обитель мира), большинство в которой составляли португезим — португальские марраны, возвратившиеся к открытому исполнению заповедей Торы.

Обучение бывших марранов требовало особого терпения и такта — ведь для многих из них возвращение к Торе проходило тяжело и болезненно.

Примером трагической сложности и противоречивости этого процесса стала судьба Уриэля Дакосты. Он родился в Португалии в 5350 /1590/ году и, получив основательное католическое образование, к двадцати пяти годам сделал внушительную церковную карьеру. Однако его пытливый ум не был удовлетворен — в результате углубленного изучения библейских книг он отверг христианские догматы и решил вернуться к вере дедов и прадедов.

В 5378 /1618/ году он вместе с матерью и братьями тайно покинул Португалию и, подобно сотням других марранов, нашел убежище в Амстердаме. Но и талмудическая традиция, с которой он был знаком крайне поверхностно, вызвала протест в его сердце — он отказывался следовать строгим установлениям алахи, которые казались ему мелочными и чисто внешними. Он написал ряд сочинений, в резкой форме обличающих «учение фарисеев», — он стремился доказать, что раввины до сих пор неправильно понимают и интерпретируют Тору. Ознакомившись с его взглядами, главы амстердамской общины наложили на него херем (отлучение), чтобы оградить от его влияния других марранов, не имеющих устойчивых убеждений. Долгое время Уриэль Дакоста жил в одиночестве, не встречаясь даже со своими родными, но затем, попросив отменить херем, вернулся к общинной жизни. Однако спустя некоторое время он вновь стал сетовать на «невыносимую тяжесть заповедей» и свернул на прежний путь. Его вновь отлучили, и еще шесть лет он прожил в полной изоляции. В 5400 /1640/ году он публично покаялся во всех своих прегрешениях, но вскоре, находясь в глубоком разладе с самим собой, двумя пистолетными выстрелами лишил себя жизни.

Гораздо легче проходило возвращение к традиции старшего поколения, получившего еврейское воспитание, а также тех, кто был привезен в Амстердам в детском возрасте. Наиболее одаренными учениками в ешиве р. Ицхака Узиэля были именно такие юноши — Менаше Бен-Исраэль (см.), Ицхак Абоав (см.) и Яаков Темпело (см.), ставшие духовными лидерами следующего поколения евреев Нидерландов.

Р. Ицхак Узиэль умер в Амстердаме в 5382 /1622/ году.

Его прямым потомком был р. Бен-Цион Узиэль (см.), ставший в 5699 /1939/ году главным сефардским раввином Иерусалима и всей Земли Израиля.

с разрешения издательства Швут Ами


Хотя Йом Кипур — это тяжелый пост, он считается одним из самых важных, торжественных и светлых праздников в Иудаизме. Ведь Йом Кипур — день раскаяния, молитв, очищения и отпущения грехов. Читать дальше

Йом Кипур

Рав Исроэль-Меир Лау

Законы и обычаи святого дня.

Здоровье по Торе. Правила поведения перед Йом Кипуром

Рав Йехезкель Асхаек,
из цикла «Здоровая жизнь по Торе»

Пост не должен оборачиваться телесными страданиями. Несколько простых советов помогут вам заранее подготовиться к Йом-Кипуру и провести его с максимальным комфортом и погружением в молитву.

Законы и традиции поста Йом Кипур

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Каждый из нас должен раскаяться в своих грехах и выполнить в эти дня как можно больше заповедей, чтобы предстать очищенным перед Вс-вышним в этот святой день, как сказано: «Очистите себя перед Г-сподом».

От Йом Кипура к Суккот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

После дней Суда, Раскаяния и Искупления приходит пора веселья, время прославления Вс-вышнего – праздник Сукот.