Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Цфат, Рав Александр Кац, Еврейская поэзия
Раби Исраэль бар Моше Наджара (ок. 5305-ок. 5380 /ок. 1545-ок. 1620) — законоучитель, кабалист и выдающийся пайтан.
Родился в Дамаске. Изучал Тору под руководством отца, который был главным раввином дамасской общины.
Еще в юности начал слагать песни и духовные гимны.
Предприняв по совету отца путешествие по основным центрам изучения Торы в Османской империи, обосновался в Цфате. По некоторым сведениям, изучал кабалу у р. Ицхака Лурии (Аризаля; см.).
Издал сборник своих песен и гимнов, названный им Змирот Исраэль (Песни Израиля). Еще двести песен было включено в посмертное издание этой книги, а всего им сложено около четырехсот пятидесяти поэтических произведений.
Наибольшей популярностью пользуется песня Ка рибон олам (Б-г, владыка Вселенной), которая исполняется во время первой субботней трапезы. В ней прославляется Творец, царствующий над созданным Им миром. Поэт молит Создателя: «Спаси Твое стадо от пасти льва! Выведи Свой народ из изгнания — народ, который Ты выбрал из всех народов». Песня написана на арамейском языке — языке Талмуда и кабалистической книги Зоар. Эта песня — акростих: первые буквы пяти ее строф составляют имя «Исраэль».
Евреи восточных общин произносят в праздник Шавуот, при извлечении свитка Торы, другой пиют р. Наджары под названием Ктуба (Брачный договор). В этом пиюте содержится «брачный договор» между Всевышним и Его избранницей — общиной Израиля.
Р. Наджара написал также целый ряд алахических сочинений, посвященных законам благословений, правилам шхиты (ритуального забоя скота) и пр.
В последний период жизни р. Наджара был раввином общины г. Газы, на юге Земли Израиля. В этом городе он и завершил свой земной путь.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»