Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Законоучитель каббалист и выдающийся пайтан

Раби Исраэль бар Моше Наджара (ок. 5305-ок. 5380 /ок. 1545-ок. 1620) — законоучитель, кабалист и выдающийся пайтан.

Родился в Дамаске. Изучал Тору под руководством отца, который был главным раввином дамасской общины.

Еще в юности начал слагать песни и духовные гимны.

Предприняв по совету отца путешествие по основным центрам изучения Торы в Османской империи, обосновался в Цфате. По некоторым сведениям, изучал кабалу у р. Ицхака Лурии (Аризаля; см.).

Издал сборник своих песен и гимнов, названный им Змирот Исраэль (Песни Израиля). Еще двести песен было включено в посмертное издание этой книги, а всего им сложено около четырехсот пятидесяти поэтических произведений.

Наибольшей популярностью пользуется песня Ка рибон олам (Б-г, владыка Вселенной), которая исполняется во время первой субботней трапезы. В ней прославляется Творец, царствующий над созданным Им миром. Поэт молит Создателя: «Спаси Твое стадо от пасти льва! Выведи Свой народ из изгнания — народ, который Ты выбрал из всех народов». Песня написана на арамейском языке — языке Талмуда и кабалистической книги Зоар. Эта песня — акростих: первые буквы пяти ее строф составляют имя «Исраэль».

Евреи восточных общин произносят в праздник Шавуот, при извлечении свитка Торы, другой пиют р. Наджары под названием Ктуба (Брачный договор). В этом пиюте содержится «брачный договор» между Всевышним и Его избранницей — общиной Израиля.

Р. Наджара написал также целый ряд алахических сочинений, посвященных законам благословений, правилам шхиты (ритуального забоя скота) и пр.

В последний период жизни р. Наджара был раввином общины г. Газы, на юге Земли Израиля. В этом городе он и завершил свой земной путь.

с разрешения издательства Швут Ами


Дарование Торы стало ключевым событием не только еврейской, но и общемировой истории? Письменная Тора была переведена на древнегреческий и другие языки, а законы Торы и принципы иудаизма легли в основу мировых религий — христианства и ислама. Как результат, все человечество приняло новые ценности: Единобожие, добросердечие и взаимопомощь, запрет посягательства на чужую жизнь и имущество, неделя с выходным днем, запрет разврата и т.д. Читать дальше

Рассказы мудрецов о Даровании Торы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?

Недельная глава Итро

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Центральная глава рассказывает о даровании Торы на горе Синай. Ради этого и произошел выход из Египта.

Бахайская религия, сикхизм, ислам, христианство и иудаизм

Лоренс Келеман

Мы публикуем отрывок из книги Лоренса Келемана «Возможность получить» (Permission to Receive).

Машиах и геула

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.

Моше на горе Синай

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Период пребывания Моше на горе Синай был разбит на десятидневные отрезки. В каждый из них лидер еврейского народа обучался различным наукам, знание которых было необходимо для получения Торы.

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Устная Тора

Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»

Почему нужно повиноваться словам Мудрецов – ведь какими бы мудрецами и праведниками они ни были, они всего лишь люди?

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»