Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Законоучитель комментатор и преподаватель Талмуда

Раби Меир бар Гедалья (Маарам из Люблина; 5318—5376 /1558—1616/ гг.) — выдающийся законоучитель, комментатор и преподаватель Талмуда.

Родился в г. Люблине. Его дед, р. Ашер, был одним из хранителей сокровенной кабалистической традиции; он возглавлял общину и ешиву г. Кракова, столицы Малой (юго-западной) Польши.

Еще в детстве Меир проявил выдающиеся способности. В возрасте восьми лет он знал наизусть несколько трактатов Талмуда — и не только глубоко в них разбирался, но и совершал важные самостоятельные открытия (Сарей амеа 2:28).

Учился в краковской ешиве р. Ицхака Коэна, ставшего впоследствии его тестем.

В 5342 /1582/ году, в возрасте всего двадцати четырех лет, р. Меир стал главой ешивы в Люблине. В 5347 /1587/ году, не достигнув еще и тридцати лет, он был избран раввином Кракова, а в 5355 /1595/ — стал раввином Лемберга (Львова), столицы Галиции. И в Кракове, и в Лемберге р. Меир возглавлял большие ешивы.

В 1613 /5373/ году он возвратился к месту своего рождения, в г. Люблин, и был там раввином и руководителем ешивы до конца своих дней.

Маарам из Люблина подготовил сотни блестящих учеников: среди них выдающиеся комментаторы Талмуда р. Йеошуа Хариф и р. Йеошуа-Эшиль из Кракова (см.), а также знаменитые кабалисты р. Йешая Гурвиц (Шла Акадош; см.) и р. Натан-Нете Шапиро (Мегале амуким; см.).

Маарам из Люблина был одним самых авторитетных законоучителей своего поколения — из многих общин диаспоры обращались к нему за решением спорных вопросов. Сто сорок его ответов приведены в сборнике Шеэлот утшувот Маарам миЛюблин (Респонсы нашего наставника р. Меира из Люблина) — в этой книге отразился и его аналитический дар, и феноменальная эрудиция.

Основным произведением Маарама из Люблина стала книга Меир эйней хахамим (Дающий свет очам мудрецов), обессмертившая его имя. В ней собраны его комментарии и хидушим (аналитические заметки), относящиеся не только к самому тексту Талмуда, но и к толкованиям Раши (см.) и авторов Тосафот. Его замечания предельно кратки и выверены, подобно формулам, — они помогают различить тончайшие оттенки смысла в талмудическом тексте.

В большинстве изданий Талмуда эти комментарии печатаются в приложении под названием «Маарам» — они набраны рядом с комментариями р. Шломо Лурии (Мааршаля; см.) и р. Шмуэля Эйдельса (Маарши; см.).

Законоучители последующих поколений широко использовали комментарии Маарама из Люблина для определения законодательных норм.

с разрешения издательства Швут Ами


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Исход из Египта и сорокалетние скитания по пустыне

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.

Моше бен Амрам. Вдали от Египта

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Война на стороне Эфиопии, работа царским советником, 10-летнее тюремное заключение... Неизвестные стороны биографии лидера еврейского народа.

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Песах или чудесное освобождение евреев из египетского рабства. О чудесах, связанных с этим событием, подробно говорится в Торе. Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы.

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Моше бен Амрам. Исход

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.

Пламя не спалит тебя. Можно ли заглянуть в будущее?

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»

Отрывок из книги рава ицхака Зильбера

Послание в Йемен, или Врата Надежды. 1

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»

Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.