Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Люби ближнего, как самого себя»Тора, книга Ваикра 19, 18
Законоучитель комментатор и преподаватель Талмуда

Раби Меир бар Гедалья (Маарам из Люблина; 5318—5376 /1558—1616/ гг.) — выдающийся законоучитель, комментатор и преподаватель Талмуда.

Родился в г. Люблине. Его дед, р. Ашер, был одним из хранителей сокровенной кабалистической традиции; он возглавлял общину и ешиву г. Кракова, столицы Малой (юго-западной) Польши.

Еще в детстве Меир проявил выдающиеся способности. В возрасте восьми лет он знал наизусть несколько трактатов Талмуда — и не только глубоко в них разбирался, но и совершал важные самостоятельные открытия (Сарей амеа 2:28).

Учился в краковской ешиве р. Ицхака Коэна, ставшего впоследствии его тестем.

В 5342 /1582/ году, в возрасте всего двадцати четырех лет, р. Меир стал главой ешивы в Люблине. В 5347 /1587/ году, не достигнув еще и тридцати лет, он был избран раввином Кракова, а в 5355 /1595/ — стал раввином Лемберга (Львова), столицы Галиции. И в Кракове, и в Лемберге р. Меир возглавлял большие ешивы.

В 1613 /5373/ году он возвратился к месту своего рождения, в г. Люблин, и был там раввином и руководителем ешивы до конца своих дней.

Маарам из Люблина подготовил сотни блестящих учеников: среди них выдающиеся комментаторы Талмуда р. Йеошуа Хариф и р. Йеошуа-Эшиль из Кракова (см.), а также знаменитые кабалисты р. Йешая Гурвиц (Шла Акадош; см.) и р. Натан-Нете Шапиро (Мегале амуким; см.).

Маарам из Люблина был одним самых авторитетных законоучителей своего поколения — из многих общин диаспоры обращались к нему за решением спорных вопросов. Сто сорок его ответов приведены в сборнике Шеэлот утшувот Маарам миЛюблин (Респонсы нашего наставника р. Меира из Люблина) — в этой книге отразился и его аналитический дар, и феноменальная эрудиция.

Основным произведением Маарама из Люблина стала книга Меир эйней хахамим (Дающий свет очам мудрецов), обессмертившая его имя. В ней собраны его комментарии и хидушим (аналитические заметки), относящиеся не только к самому тексту Талмуда, но и к толкованиям Раши (см.) и авторов Тосафот. Его замечания предельно кратки и выверены, подобно формулам, — они помогают различить тончайшие оттенки смысла в талмудическом тексте.

В большинстве изданий Талмуда эти комментарии печатаются в приложении под названием «Маарам» — они набраны рядом с комментариями р. Шломо Лурии (Мааршаля; см.) и р. Шмуэля Эйдельса (Маарши; см.).

Законоучители последующих поколений широко использовали комментарии Маарама из Люблина для определения законодательных норм.

с разрешения издательства Швут Ами


Письменная Тора — тексты священных писаний. Разберемся, что входит в Письменную Тору, кроме Пятикнижия Моисея (Хумаша). Читать дальше

Танах

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

История еврейского народа 55. Караимский раскол

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Караимы, как и их предшественники цадуким (садукеи), открыто выступили против Устной Торы и традиции, передаваемой мудрецами.

От Синая до наших дней. История передачи устной Торы

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Откуда мы знаем о Синайском Откровении?

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.