Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся законоучитель, знаток сокровенной мудрости и поэт

Раби Йосеф бар Давид Ибн Лев (5265—5340 /1505—1580/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.

Родился в македонском городе Битоле, на захваченном турками Балканском полуострове. Уже в юности стал даяном (судьей) в родном городе.

В 5294 /1534/ году переселился в г. Салоники, где была в те дни одна из самых крупных и богатых еврейских общин. В качестве судьи он самоотверженно сражался против еврейских магнатов, угнетавших и притеснявших рядовых членов общины. В 5305 /1545/ году, в разгар этой борьбы, руками наемного убийцы был убит один из его сыновей, р. Давид.

В хронике Седер адорот повествуется, что четвертого ава 5305 /1545/ один из этих магнатов, Барух из Салоников, уязвленный судебным решением Ибн Лева, публично ударил его — на одной из центральных улиц города. Ибн Лев разорвал в знак скорби одежды и воззвал к небесам. На следующий день, пятого ава, в городе вспыхнул пожар, уничтоживший за несколько часов пять тысяч домов. В тот же день началась губительная эпидемия, ежедневно уносившая сотни жизней. По словам хроники, с жителями Салоников «воевали с Небес».

С 5310 /1550/ года Ибн Лев преподавал в ешиве Стамбула. Он был одним из общепризнанных духовных лидеров поколения.

Его респонсы, изданные в четырех томах, отличаются ясностью законодательных выводов и глубиною анализа.

С именем Ибн Лева связана мистическая история, произошедшая через два века после его смерти. Об этих событиях рассказывается в письме выдающегося знатока кабалы р. Мордехая Ошмянера (см.). Он сообщает, что раз за разом, в ночь на Йом кипур, в ночь на Шмини ацерет и на Симхат Тора, являлся к нему во сне «величественный человек с утонченными чертами лица и длинной бородой», «его лицо излучало свет, и он был одет в белое». Наконец, величественный старец признался, что он послан из Грядущего мира с особой миссией. «Я откроюсь тебе, — сказал он. — Меня зовут раби Йосеф Ибн Лев. Когда я был еще жив, мне пришлось в раввинском суде разбирать тяжбу между двумя сторонами. Одного из спорящих я признал виновным, но он отказался принять решение суда, поскольку обладал большой властью. Я предостерег его, что буду вынужден применить необходимые формальные меры… Когда я вышел из зала суда на улицу, он приблизился ко мне и нанес мне удар по лицу. Этот поступок до сего дня лежит печатью на его душе. До сего дня у него не было возможности искупить это. Но поскольку ты происходишь от него, ты был выбран для искупления, чтобы предоставить ему шанс оказаться в Грядущем мире».

Небесный посланник сообщил также способ предстоящего искупления: необходимо было приобрести книгу респонсов, написанных Ибн Левом, и «тщательно ее изучить» — таким путем душа Баруха из Салоников «получит возможность подниматься все выше и выше, в Грядущий мир».

Однако р. Мордехай Ошмянер недостаточно серьезно отнесся к случившемуся. Внезапно опасно заболела его жена, и в ту же ночь «Ибн Лев снова явился ему во сне и сурово сказал, что это было последним предупреждением». И когда жена оказалась в критическом состоянии, р. Мордехай Ошмянер поспешил в точности выполнить искупительный обряд: в течение четырех лет он скрупулезно изучал респонсы Ибн Лева, став их выдающимся знатоком, — именно такой срок был указан ему таинственным небесным посланником (Гдолей адорот).

с разрешения издательства Швут Ами


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.