Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся комментатор Торы

Раби Мордехай бар Авраам Яфе (Бааль Алевушим; 5290-5372 /1530-1612/ гг.) — законоучитель и комментатор, один из духовных лидеров поколения.

Родился в г. Праге, столице Богемии. Учился в Польше — в люблинской ешиве р. Шломо Лурии (Мааршаля; см.) и в краковской ешиве р. Моше Исерлиса (Рамо; см.). Вернувшись в Прагу, основал там ешиву по модели этих знаменитых польских ешив.

В 5321 /1561/ году, когда евреи были изгнаны из Праги, р. Мордехай Яфе обрел убежище в северной Италии. Он провел в Венеции около десяти лет, изучая «испанскую кабалу» под руководством р. Матитьягу Делькрота (см.). В тот же период он приобрел обширные познания в естественных науках — и в первую очередь, в астрономии.

В 5332 /1572/ году р. Мордехай Яфе возвратился в Восточную Европу и стал раввином города Гродно. В 5348 /1588/ году он был приглашен занять пост раввина в г. Люблине, одном из важнейших в Польше центров Торы. Здесь он возглавил большую ешиву, привлекавшую множество учеников.

В 5352 /1592/ году р. Яфе вновь поселился в Праге: когда великий пражский мудрец Маараль (см.) был приглашен раввином в г. Познань, р. Яфе сменил его во главе пражской общины. В течение семи лет он был раввином города, в котором родился. И, наконец, в 5358 /1598/ году, когда Маараль снова переселился в Прагу, р. Яфе заменил его в Познани, став главой общины столицы Великой Польши. Одновременно он возглавлял работу «Совета четырех земель», объединявшего все общины Польши и Украины.

Еще в молодости р. Мордехай Яфе задумал создать краткий кодекс, в котором были бы собраны все основные законы Торы. В Италии он вплотную приступил к осуществлению этого замысла. Но когда в 5325 /1565/ году в венецианской типографии вышел в свет кодекс Шульхан арух, оказалось, что задуманную им работу уже выполнил другой законоучитель, глава раввинского суда Цфата р. Йосеф Каро (см.). Не пав духом, р. Мордехай Яфе решил изменить направление своей книги, сделав акцент на обычаях и традициях, специфических для ашкеназских общин, а также на тех нюансах в толковании законов, которые отличают ашкеназим (выходцев из Германии) от сфарадим (выходцев из Испании). Однако вскоре после того, как он возвратился из Италии в Польшу, в краковской типографии был издан кодекс Мапа (Скатерть), и вновь оказалась, что задача, которую поставил перед собой р. Яфе, уже блистательно выполнена другим — на этот раз, его собственным наставником, руководителем краковской ешивы р. Моше Исерлисом (Рамо; см.).

И тогда, на обломках двух своих прежних замыслов, р. Мордехай Яфе создал свое основное произведение — свод законов Левуш мальхут (Царское одеяние).

Названием книги стали торжествующие слова стиха из книги Эстер (8:15): «А Мордехай вышел от царя в царском одеянии из голубой и белой ткани, в большом золотом венце и в мантии из белого льна и багряницы, — и весь город Шушан возликовал и возрадовался». Таким образом, р. Мордехай Яфе косвенно увековечил свое имя в названии.

В общей сложности он работал над этой книгой почти полвека. Пять томов этого фундаментального труда представляют собой развернутый комментарий на кодекс Арбаа турим (Четыре ряда), составленный в Испании р. Яаковом бар Ашером (Бааль Атурим; см.).

Автор комментария проделал работу параллельную той, которую веком раньше совершил автор Шульхан аруха. Однако при вынесении законодательных решений он, в отличии от р. Йосефа Каро, опирался, в первую очередь, на мнения мудрецов Германии и Польши. В то же время, в отличие от Рамо, который тоже руководствовался мнениями ашкеназских законоучителей, р. Мордехай Яфе обосновывал свои алахические выводы более обстоятельно и подробно.

В последующих поколениях книгу р. Мордехая Яфе называли кратко — Левуш (Одеяние). Книга пользовалась столь значительной популярностью, что и сам ее автор вошел в историю еврейской мысли под именем Бааль Алевушим (Автор «Одеяний»).

Написал также комментарий на философский трактат Рамбама (см.) Море невухим (Путеводитель заблудших).

Бааль Алевушим умер в Познани на третий день второго месяца адар 5372 /1612/ года, в возрасте восьмидесяти двух лет.

с разрешения издательства Швут Ами


Тора содержит учение Б-га о морали и Его воззрение на этот мир. Тора была дана еврейскому народу на горе Синай; это событие означало рождение народа Израиля как нации, обладающей определенной целью. Поэтому Тору можно назвать конституцией еврейского народа. Читать дальше

Перевод Торы на греческий язык — в чем проблема?

Рав Мордехай Райхинштейн

Тору невозможно точно перевести, полностью передав смысл оригинала. Но разве можно со стопроцентной точностью перевести на другой язык хоть что-нибудь?

Где Тора?

Журнал «Мир Торы»

Постичь Творца в этом мире непросто. Но пользуясь правилами, которые были установлены нашими мудрецами, можно найти Его присутствие в будничной жизни.

Книга основ 7. Важность соответствующего настроя души при исполнении заповедей

Рав Йосеф Альбо,
из цикла «Книга Основ»

Заповеди Торы лишь тогда приносят исполняющему их человеческое совершенство или поднимают его на какую-нибудь ступеньку в нем, когда исполняются с должным намерением

Притчи Магида из Дубно 7. Награда за Тору

Магид из Дубно,
из цикла «Притчи Магида из Дубно»

Человек, которому перестали продавать товары в кредит, отправляется в большой город. Притча о нехватке места в чемодане.