Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всякий может стать праведником, как Моше Рабейну, или злодеем, как Йеровам, мудрым или глупцом, милосердным или жестоким, скупым или щедрым… Лишь он сам по своему разумению направляется по тому пути, который изберёт»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 5, 2
«Краткая биография» раввина

Раби Меир бен Шмуэль (сокращенно Рам), 1060-1135, французский ученый. Известен не столько своими трудами, сколько одним обстоятельством своей биографии: раби Меир из французского города Рамерю был женат на Йохевет, второй дочери великого Раши. От их брака родились четыре выдающихся мудреца, четыре гения еврейского народа: раби Шмуэль бен Меир (сокращенно Рашбам), раби Ицхак бен Меир (Рибам), раби Яаков бен Меир (рабейну Там) и раби Шломо бен Меир, которые оставили неизгладимый след не только в народной памяти, но и внесли выдающийся вклад в развитие и укрепление Устной Торы.

Сам раби Меир получил в свое время прекрасное образование, учась в талмудических школах Лотарингии — у раби Ицхака бен Ашер и раби Элиэзера бен Ицхак из Майнца. Он был основателем солидной школы тосафистов (комментаторов на Талмуд) в Северной Франции. На его решения по многим вопросам ссылаются в своих сочинениях ученые той поры. Все, что он знал, он передал своим детям. А поскольку последние обладали фантастическими знаниями, следует признать, что их отец был поистине незаурядной личностью.

Рассказывают, что дочь Раши долгое время не могла выйти замуж. Слишком большие требования предъявляла она к претендентам. Ей нужен был муж, знаниями не уступавший отцу. И вот однажды Раши объявил, что так больше продолжаться не может: первый же жених, который явится к ним, получит его разрешение на брак с дочерью. Всю ночь девушка провела в молитвах. Назавтра к ним постучал бедный молодой человек, который смиренно попросил руку дочери величайшего из еврейских ученых. Отец согласился и тут же засел с молодым человеком за Талмуд. Оказалось, что тот ничего не знает. Весь год, который оставался до свадьбы, Раши обучал его Талмуду. И лишь после свадьбы выяснилось, что знания молодого человека, притворившегося неучем, необъятны. Он сознался, что его привлекала не женитьба на дочери Раши, а возможность учиться у ее отца. Впрочем, их брак был долгим, счастливым и, как видите, плодотворным.


Отношения с людьми в иудаизме определяются основным правилом — любви к ближнему. Законы, регламентирующие отношения между людьми, настолько важны, что предшествуют всем другим законам Читать дальше

Как одолеть гнев 1. Молчание и тихая речь

Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»

Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...

Тора и психология. Преодоление страхов. Страх провала и страх отверженности.

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»

В модели атеистов от обоих этих страхов избавиться нельзя. Люди их сами порождают. Они появляются как следствие убеждения, что у мира нет Творца.

Береги свою речь. Как не слушать лашон-ара?

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Группа сослуживцев увлеченно обсуждает какую-то занимательную тему. Мимо проходит Александр Швицер, который отлично знает, что скорее всего те занимаются злословием. Но любопытство перетягивает. Он подходит к группе, говоря про себя: "Просто интересно послушать, о чем они болтают. Но их сплетням я верить не намерен!"

Как одолеть гнев 5. Советы по борьбе с гневом

Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»

Гнев изгоняет из человека душу, и тот, кто возвышался над всем творением, попадает под власть самых низких сил.