Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человек познаётся в трёх вещах: в опьянении, в отношении к деньгам и в момент гнева»В. Талмуд, Эрувин 65б
Биография раввина, выдающегося преподавателя Торы

Раби Шалом бар Йосеф Шахно (5255—5319 /1495—1558/гг.) — один из духовных лидеров поколения, выдающийся преподаватель Торы.

В течение многих лет учился в ешиве р. Яакова Поляка (см.).

Около 5280 /1520/ года был избран раввином г. Люблина. Возглавил ешиву этого города, привлекавшую многочисленных учеников не только из Польши, но и из других стран рассеяния. Содержал учеников на свои средства.

Р. Шахно перенял и развил метод эвристического изучения и преподавания Талмуда — пилпуль, которым прославился его наставник, р. Яаков Поляк.

За сорок лет руководства ешивой р. Шахно подготовил несколько поколений знатоков Торы. Наиболее выдающимся из его учеников был его зять р. Моше Исерлис (Рамо; см.), автор книги Мапа (Скатерть), вошедшей в качестве интегральной части в кодекс Шульхан арух.

Рава Шахно именовали почетным титулом «наставника всех евреев диаспоры». Рамо писал, что «все значительные знатоки Торы в этой стране (т.е. в Польше) — его ученики».

Подобно своему наставнику р. Яакову Поляку, р. Шахно не оставил после себя письменных сочинений: существуют свидетельства, что его много раз просили издать сборник его псаков (законодательных решений), однако он противился этому, из скромности не желая, чтобы современники и потомки руководствовались его указаниями. Более того, он даже не позволял копировать свои респонсы — ответы на сложные алахические вопросы, присылаемые ему со всех концов еврейского мира. И тем не менее его ученик Рамо приводит в своей книге Даркей Моше целый ряд законодательных решений, вынесенных р. Шахно.

Р. Шалом Шахно умер в Люблине, в первый день месяца кислев 5319 /1558/ года.

Во главе люблинской общины и знаменитой ешивы встал его сын и ближайший ученик р. Исраэль Шахно.

с разрешения издательства Швут Ами


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.