Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Цельность действий свидетельствует о цельности характера»Вавилонский Талмуд
Биография раввина, выдающегося преподавателя Торы

Раби Шалом бар Йосеф Шахно (5255—5319 /1495—1558/гг.) — один из духовных лидеров поколения, выдающийся преподаватель Торы.

В течение многих лет учился в ешиве р. Яакова Поляка (см.).

Около 5280 /1520/ года был избран раввином г. Люблина. Возглавил ешиву этого города, привлекавшую многочисленных учеников не только из Польши, но и из других стран рассеяния. Содержал учеников на свои средства.

Р. Шахно перенял и развил метод эвристического изучения и преподавания Талмуда — пилпуль, которым прославился его наставник, р. Яаков Поляк.

За сорок лет руководства ешивой р. Шахно подготовил несколько поколений знатоков Торы. Наиболее выдающимся из его учеников был его зять р. Моше Исерлис (Рамо; см.), автор книги Мапа (Скатерть), вошедшей в качестве интегральной части в кодекс Шульхан арух.

Рава Шахно именовали почетным титулом «наставника всех евреев диаспоры». Рамо писал, что «все значительные знатоки Торы в этой стране (т.е. в Польше) — его ученики».

Подобно своему наставнику р. Яакову Поляку, р. Шахно не оставил после себя письменных сочинений: существуют свидетельства, что его много раз просили издать сборник его псаков (законодательных решений), однако он противился этому, из скромности не желая, чтобы современники и потомки руководствовались его указаниями. Более того, он даже не позволял копировать свои респонсы — ответы на сложные алахические вопросы, присылаемые ему со всех концов еврейского мира. И тем не менее его ученик Рамо приводит в своей книге Даркей Моше целый ряд законодательных решений, вынесенных р. Шахно.

Р. Шалом Шахно умер в Люблине, в первый день месяца кислев 5319 /1558/ года.

Во главе люблинской общины и знаменитой ешивы встал его сын и ближайший ученик р. Исраэль Шахно.

с разрешения издательства Швут Ами


Заповедь об очищении пеплом красной (или, в другом переводе, рыжей) коровы является примером законов, истинный смысл которых недоступен для понимания человеку. В данной теме освещаются символика и большинство практических аспектов этой заповеди по мнению великого мудреца и общественного деятеля прошлого, раввина дона Ицхака Абарбанеля. Читать дальше